Citizenfour («Правда Сноудена»)
Фильм посвящен шпионскому скандалу 2014 года, когда Эдвард Сноуден обнародовал секретные документы о слежке спецслужб США за жителями страны.
Режиссер Лора Пойтрас изучала использование систем мониторинга в США после событий 11 сентября и получила электронное письмо от человека по имени Citizenfour, который предложил ей свою помощь. Гражданином оказался Сноуден. Документальный фильм упоминает о первых встречах между Пойтрас, Сноуденом и журналистами The Guardian Гленном Гринвальдом и Юэном Макаскиллом, а также о последствиях публикации засекреченных данных в СМИ.
Citizenfour — это пристальный взгляд на одну из самых противоречивых историй за последние годы. Фильм можно посмотреть на YouTube и в Google Play.
«Бурый кролик» (2003)
В 2003 году «Бурый кролик» стал самым обсуждаемым фильмом в Каннах, но отнюдь не за его художественные достоинства. Буря в СМИ разразилась, когда стало известно, что кульминацией мелодрамы стало то, что Хлое Севиньи совершила настоящий половой акт со своим партнером (в дальнейшем бойфрендом Винсентом Галло). The New York Times сообщали, что первый показ для прессы был примечателен безудержной враждебностью аудитории. «Бурый кролик» был осмеян как вялый тщеславный проект Галло (который, к слову, выступил не только режиссером, но и продюсером, сценаристом и монтажером). В ответ на резкую критику Роджера Эберта Галло сказал Page Six, что он наложил на Эберта заклятие, чтобы вызвать у него рак толстой кишки. «Однажды мне сделали колоноскопию и разрешили посмотреть ее по телевизору, — писал Эберт, — Это было интереснее, чем «Бурый кролик».
Кадр из фильма «Бурый кролик»
«Криминальное чтиво» (1994)
Когда «Криминальное чтиво» получило «Золотую пальмовую ветвь», никто не был так удивлен, как Квентин Тарантино. «Я никогда не рассчитываю на победу. Я ведь не снимаю фильмы, которые объединяют людей, — сказал режиссер освистывающей его ленту толпе. — Нет, я снимаю такие, что разделяют людей». Криминальная эпопея Тарантино стала в то время самым обсуждаемым фильмом в Каннах, и как отметили Los Angeles Times, «не обязательно вызывать всеобщее восхищение». Однако поговаривали, что другой участник фестиваля — фильм Кшиштофа Кесьлёвского «Три цвета: Красный» — был гораздо более традиционной картиной, очень понравился критикам и вообще был подготовлен именно для этого фестиваля. После того, как «Криминальное чтиво» было объявлено победителем, одна женщина с балкона даже закричала: «Кесьлёвский! Кесьлёвский!», когда Тарантино вышел на сцену. Режиссер же, как сообщается, ответил ей, показав средний палец, когда принимал приз от Кэтлин Тернер.
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
«Мария-Антуанетта» (2005)
Взгляд американского режиссера на историю Марии-Антуанетты должен был поляризовать европейскую аудиторию: «Мы всегда знали, что французы защищают свою историю, и это одна из проблем, — сказала тогда София Коппола, недавно получившая «Оскар» за «Трудности перевода» (2003). — Но я хотела представить ленту во Франции». Показывавшая жизнь во времена обреченной французской королевы «Мария-Антуанетта» была встречена в Каннах громогласным Non! The New York Times писали, что после показа раздались свист и лишь толика аплодисментов. Многие критики писали о том, что весь акцент фильма пришелся лишь на роскошные визуальные эффекты, а не на историческую точность, но сама Коппола восприняла выпады спокойно. «Я думаю, любая реакция лучше молчания», — сказала она.
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
«Жизнь Адель» (2013)
Эта драма рассказывает о взлетах и падениях бурных отношений между свободолюбивой художницей (Леа Сейду) и девушкой-подростком (Адель Экзаркопулос). Режиссер Абделатиф Кешиш получил в Каннах восторженные отзывы, а множество зрителей особенно отметили 10-минутную сексуальную сцену. Как? Они ушли из зала во время просмотра. Интимные сцены одновременно вызвали похвалу за их эротизм и гнев за мужской взгляд на срежиссированный секс. «Когда камера нависает над раскинувшейся на кровати Адель, это скорее говорит о желаниях режиссера Кешиша, чем о чем-либо другом», — писали The New York Times. В итоге актрисы разделили главный приз — беспрецедентный случай в истории Канн. Однако несколько месяцев спустя, представляя фильм во время кинофестиваля Telluride Film Festival, они рассказали об ужасных условиях на площадке. Сейду утверждала, что съемка сексуальных сцен была унизительной. Обе актрисы заявили, что никогда больше не будут работать с Кешишем, который, в свою очередь, отрицал обвинения в жестоком обращении, называя замечания Сейду клеветой, а ее саму «высокомерным, избалованным ребенком».
Кадр из фильма «Жизнь Адель»
Keaton Bell/Vogue.com
«Круглосуточные тусовщики» (2001)
Эта картина рассказывает об отрывающихся 24 часа напролет ребятах в период славных дней музыкальной индустрии Манчестера конца 1970-х. Комедия Майкла Уинтерботтома драматизирует «подвиги» таких групп как Joy Division и Happy Mondays (чей солист печально известен тем, что отравил более 3000 голубей хлебом, который обмакнул в различные стимуляторы: крысиный яд, крэк, кокаин, экстази и так далее). В Каннах молодые актеры устроили сцену с неудачным рекламным трюком: они запаслись телами мертвых птиц, обмазанных фальшивой кровью, и устроили драку прямо в море возле шикарного пляжного ресторана Majestic. Руководство, кстати, дало им на это разрешение, но вмешалось, когда актеры начали бросать голубей в людей. Джоэл и Итан Коэны обедали как раз в этом ресторане и были шокированы выходкой. Охранники пригрозили дебоширам дубинками и быстро выгнали их.
Кадр из фильма «Круглосуточные тусовщики»