Какие русские фильмы удостоились мирового признания

Развитие звукового кино

Начиная с 1930-х практически все фильмы стали звуковыми. Первой такой картиной, выпущенной на экраны, стал фильм компании «Warner Brothers» «Певец джаза». В этот же период главы голливудских студий осознают в полной мере весь коммерческий потенциал киноиндустрии, и власть на съемочной площадке практически целиком сосредотачивается в руках продюсеров.

Информация!

Тридцатые годы – уникальное для мирового кинематографа время, когда были сформированы и сняты основополагающие для всех жанров фильмы, начиная с драм и заканчивая фильмами ужасов.

Звук сыграл немалую роль в распространении и коммерческом успехе кинематографа. Благодаря звуку, пусть и технически несовершенному, появилась еще большая свобода самовыражения, художественные приемы стали ярче и выразительнее. Даже Чарли Чаплин, будучи изначальным противником звукового сопровождения в кино, как и Бастер Китон, все же снял свой шедевр «Великий Диктатор» со звуком. А теперь представьте, насколько эмоционально был бы слабее финальный монолог главного героя этого фильма без звука.

Развитие цветного кино

Удивительно, но несмотря на то, что первый популярный цветной фильм был снят в 1939 году («Унесенные ветром»), большинство студий не спешили создавать ленты в цвете. Причин тому несколько, но основная – финансовая. Цветная пленка стоила дорого, технология ее производства и применения не была полностью отточена, и студиям было гораздо выгоднее снимать фильмы на черно-белую пленку. Исключение составляли высокобюджетные ленты, работа над которыми могла затянуться на год или два.

Интересный факт!

Уникальным фильмом является «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. В сцене с красным флагом режиссер вручную раскрашивал каждый кадр.

Развитие доступной технологии съемки цветных фильмов в Голливуде тормозила сначала Великая Депрессия, после – Вторая Мировая война, а затем – корейская. Но так или иначе, после кинематографа цвет пришел и на телевидение.

«Русский ковчег», 2002 г.

Реж. Сергей Сокуров

Удивительный фильм одного из лучших современных российских режиссёров – Александра Сокурова. Фильм, снятый без единой склейки. Представляешь, 87 минут в Эрмитаже, который представлен не как современный музей, а как место, где больше двух веков проходила жизнь русских царей и цариц. Вот они все и показаны в фильме. В домашней обстановке, так сказать.

По сути, это киноспектакль, во время которого актёры несутся по коридорам прекрасного дворца, проводят церемонии и просто живут. Прежде чем снять одним залпом все 87 минут, репетировали полгода. Снять удалось только с третьего раза – первые два артисты ошибались.

В Америке фильм был встречен очень тепло и собрал рекордные для русского арт-хауса 7 миллионов долларов, а также множество наград фестивалей всех мастей. Кроме того, «Русский ковчег» – единственный постсоветский фильм, который значится в списке лучших фильмов в истории, составляемом раз в 10 лет на основании опроса 846 самых известных кинокритиков мира. Даже маститые режиссёры были впечатлены подобной идеей – одним дыханьем вобрать поток времени.

Империя Святого Петра (2005)

История духовного преображения одного из самых верных последователей Иисуса Христа – апостола Петра. В ночь накануне распятия Учителя ученик проявил малодушие и трижды отрекся от него. Муки совести будущего основателя христианской церкви были столь сильны, что только прощение воскресшего Христа спасло его от рокового шага. Во время гонения христиан император Нерон снова требует отречения Петра. Поможет ли вера выстоять апостолу на этот раз?

Оригинальное названиеSan PietroЖанрДрамаАктерыОмар Шариф, Даниэле Печчи, Флавио Инсинна…СтранаИталияРейтингКинопоиск – 7.2, IMDb – 7.0Возрастные ограничения12+

Ной (2014)

  • Оригинальное название: Noah
  • Год: 2014
  • Страна: США
  • Длительность: 138 мин.
  • Режиссер: Даррен Аронофски
  • Жанр: драма, приключения, фэнтези
  • В главных ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Рэй Уинстон, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон, Логан Лерман, Дуглас Бут, Ник Нолти, Марк Марголис, Кевин Дюран
  • Возраст: 12+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 6,64

Библейские сюжеты давно и прочно вошли в нашу жизнь: вряд ли есть человек, не знающий о запретном плоде или о первородном грехе. Одной из наиболее известных историй, имеющих аналоги практически в любой религии и в мифологии разных народов, является история о Великом потопе – бедствии, которым Бог наказал человечество за его многочисленные грехи и покарал всех, кто не хотел жить по заветам Создателя.

Единственным праведным человеком на Земле был Ной – набожный отец семейства, которого начали посещать ужасные видения конца света. Поняв, что людей ждет неминуемая гибель, Ной принялся за строительство ковчега – гигантского корабля, который должен был защитить его семью и его самого от бушующих волн. Однако Ною пришлось бороться не только со стихией и собственными страхами, но и с вполне осязаемым человеческим злом: люди, прослышавшие о строительстве корабля и опасающиеся за свою жизнь, тоже захотели спастись. Только вот для них не было места в Ноевом ковчеге.

Мария Магдалина (2018)

Мария, юная жительница галилейского города Магдала, отличалась от ровесниц неприятием традиционной женской доли, ограниченной замужеством и материнством. Родня и земляки не понимали ее стремлений и даже подозревали в связях с нечистой силой. Но бесстрашная девушка продолжала искать свое призвание и нашла его, встретив Иисуса из Назарета. Уверовав в Спасителя, Мария покинула отчий дом и последовала за ним, чтобы быть рядом и при распятии, и при воскресении, войдя в историю под именем христианской святой Марии Магдалины.

Оригинальное названиеMary MagdaleneЖанрДрама, биографияАктерыРуни Мара, Хоакин Феникс, Чиветель Эджиофор…СтранаВеликобритания, Австралия, СШАРейтингКинопоиск – 6.3, IMDb – 5.9Возрастные ограничения16+

Первый шаг

Подобно тому, как малыш изучает мир и его инструментарий – все, что поможет в будущем создавать и делать что-то, – люди сначала искали технические способы запечатлевать картинки, приводить их в движение и хранить на информационном носителе.

Путь был тернистым, и человечество прошло не один этап. Прежде чем в 1895 году братья Люмьер представили широкой публике и научному сообществу свое детище – синематограф, – были изобретены технологии фотофиксации, «волшебный фонарь» (нечто вроде советских диафильмов, где с помощью проектора крутились статичные кадры с подписями, а рассказчик их озвучивал) и проектор Иосифа Тимченко, который оценило научное сообщество, но финансирования так и не нашлось. 

В 1891 году коллега Томаса Эдисона – Уильям Диксон – представил прототип кинетоскопа. Это устройство напоминало шкаф с отверстиями для глаз – сквозь них зритель мог увидеть пленочные кадры, которые прокручивались, создавая иллюзию движения. Недостатков у кинетоскопа было несколько: демонстрация коротких фильмов была возможна только для одного человека, кинетоскоп был чересчур громоздкий и требовал электричества для работы (то есть ни о какой портативности не шло речи). Тем не менее заработали кинетоскопические салоны – в них за деньги можно было посмотреть «фильмы» на индивидуальных (по-другому было просто невозможно) сеансах.

Наконец, в декабре 1895 года в «Индийском салоне Гранд-кафе» во Франции на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий кинопоказ. Зрители увидели несколько черно-белых немых коротких роликов длительностью всего 45–50 секунд. До большого кино, конечно, еще далеко – но первый шаг уже сделан.

«Цвет Граната», 1968 г.

Реж. Сергей Параджанов

У Сергея Параджанова была куда более тяжелая судьба, чем у его картин. Слишком самобытный и раздражающий советскую власть, он был обвинен в гомосексуализме и отправлен в тюрьму. А ты знаешь, что делают в тюрьме? Ладно, не будем, спросите у Джея и молчаливого Боба. Итак, к фильму. Уникальная картина! Советский сюрреализм, даже в чем-то арт-хаус.

Сюжет посвящен средневековому поэту Саят-Нове. Жил сей персонаж на Кавказе, пел песенки, сочинял стихи, развлекал царевен. Но никто не знал, кто он и откуда. Поэтому народ от нечего делать начал пускать про него слухи и легенды. И вот фильм Параджанова – это как бы биография реальной исторической личности, но собранная из осколков этих легенд и преданий, как зерна граната, формирующие один плод. Фильм буквально кишит сюрреалистическими сценами на уровне Сальвадора Дали. Поэтому кино так хорошо приняли на Западе, даже несмотря на то, что никто слыхом не слыхивал про этого вашего Саят-Нову.

Кстати, если посмотреть клип Мадонны на песню «Bedtime Story», то можно увидеть заметное сходство. Единственное различие: клип был снят за 5 миллионов долларов, а Параджанов создал картину за куда более скромные деньги. Фрагменты из фильма также использованы в клипе «God Is God» группы «Juno Reactor». Ну и на здоровье!

Казимир Малевич «Черный квадрат»

Последним шагом на пути к супрематизму была постановка оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем». Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к этой постановке. В этих эскизах впервые возникло изображение «чёрного квадрата», означавшее тогда пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга.

Попытки исследовать полотно на предмет нахождения иного изначального варианта под верхним слоем живописи совершались неоднократно. Осенью 2015 были опубликованы результаты исследований (методом рентгеноскопии), которые подтвердили наличие под изображением «Чёрного квадрата» двух других цветных изображений. Первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Чёрным квадратом» — это протосупрематическая композиция.

Но версию, что он просто в сердцах зарисовал неудавшиеся работы черной краской, новые исследования опровергают.

«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

Размер картины: 79,5 × 79,5 см.

Холст, Масло.

1915 г., Россия.

Выставлена: Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

Неукротимый гений Сальвадор Дали часто ассоциируется с залихватскими усиками и расплывающимися часами, образ которых, придумав однажды, он использовал потом во многих своих работах. А первый раз Дали нарисовал мягкие часы на картине «Постоянство памяти» летом 1931 года в Париже.

Проводив свою возлюбленную Галу с друзьями в кино, «Я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины

Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

Произведение создано в момент озарения, когда сюрреалист почувствовал, что живописью можно доказать, что во Вселенной всё связано и проникнуто единым духовным началом. Так под кистью Дали родилось останавливающееся время. Рядом с мягкими тающими часами автор изобразил твёрдые карманные, покрытые муравьями, в знак того, что время может двигаться по-разному, либо плавно течь, либо разлагаться. Спящая голова — это портрет самого художника.

Картина рождает у зрителя самые разные ассоциации, ощущения, которые, порой, бывает трудно выразить словами. Кто-то находит здесь образы сознательной и бессознательной памяти, кто-то – «колебания между взлётами и падениями в состоянии бодрствования и сна». Как бы то ни было, автор композиции добился главного — сумел создать незабываемое произведение, ставшее классикой сюрреализма.

Размер картины: 24 × 33 см.

Холст, гобелен ручной работы.

1931 г., Испания

Выставлена: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Популярность 3D-технологий и первые компьютерные маски: Аватар (Avatar)

Год: 2009

После 15 лет разработки в свет наконец вышел фильм Джеймса Кэмерона, и все поняли, что значит делать фильм в 21-м веке. Начнём с того, что до него технология 3D не пользовалась особой популярностью, ведь её не использовали в полной мере. В фильме «Аватар» же зрители смогли ощутить всю магию 3D-технологий, которая, благодаря специальным очкам делал картинку на экране более глубокой.

Компьютерные маски

Кроме этого, в данной картине впервые использовалась технология CG для «замены» настоящих лиц актёров масками, специально созданными на компьютере. До этого данная технология использовалась лишь во время создания мультфильмов. Данная картина повлияла на множество других фильмов, включая «Начало» с Леонардо Ди Каприо, «Гравитация» с Сандрой Буллок, и «Интерстеллар» с Мэттью Макконехи.

11.

«Ёжик в тумане», 1975 г.

Реж. Михаил Норштейн

Согласись, у нас в стране его помнят преимущественно за отчаянный ежовый крик: «Лошадкаааа!» А некоторые проводят аналогию между туманом и дымом трав степных, объясняя этим своеобразность мультфильма. Но нравится вам этот шедевр или нет, а 140 критиков со всего мира признали его лучшим в истории. Классик японской анимации Хаяо Миядзаки называл «Ёжика в тумане» среди своих самых любимых работ, даже признавшись Норштейну, как художник художнику, что отечественный мастер круче. Даже беспощадные «Гриффины» сделали на мультфильм пародию в эпизоде «Spies Reminiscent of Us».

Некоторые скажут, что это самый волшебный и необычный мультфильм как минимум на постсоветском пространстве. И мы с ними согласимся. Многих западных мультипликаторов поражают приёмы, использованные в «Еже». А сам Норштейн, хитро улыбаясь, показывает, как регулировал густоту тумана, приближая или отдаляя обычную кальку.

Иуда (2013)

Экранизация повести «Иуда Искариот» российского писателя-экспрессиониста Леонида Андреева, по сюжету которой знакомство Иуды и Христа состоялось на базарной площади. Мессия проповедовал, а будущий его ученик, впоследствии – предатель, воровал. Пойманный с поличным, похититель пожертвований Иуда был прощен Иисусом и эта доброта так поразила его, что заставила заинтересоваться христианским учением и уверовать. И даже предательство Учителя знаменитый антигерой совершил из лучших, по его мнению, побуждений.

ЖанрДрамаАктерыАлексей Шевченков, Сергей Фролов, Андрей Барило, Иван Добронравов…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.5, IMDb – 6.3Возрастные ограничения12+

8.

1914 Вступление России в первую мировую войну
Поводом к началу Первой Мировой войны послужило убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево, которое совершил сербский студент Гаврило Принцип 28 июня 1914 года. И уже 1 августа того же года, Российская Империя вступила в войну в качестве союзника Франции и Великобритании. Противником Антанты в этом противостоянии был Четверной союз, куда входили следующие государства: Германская, Австро-Венгерская, Османская империи и Болгария.

Эта война на тот момент считалась самой разрушительной и кровопролитной. Здесь впервые Германия использовала против войска противника химическое оружие.

Первая Мировая война не только унесла жизни миллионам человек, но также стала причиной распада четырёх империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской.

Первый вестерн и первая история, рассказанная в кино: Большое ограбление поезда (The Great Train Robbery)

Год: 1903

До Джона Уэйна и Клинта Иствуда был этот 12-минутный безмолвный фильм, который оказался первым в мире вестерном. Сходство заключительного кадра этой ленты, в котором злодей направляет пистолет на камеру, можно увидеть и в таких фильмах, как «Славные парни», «Тумстоун: Легенда дикого запада» и «Во все тяжкие».

История

Именно в этом фильме впервые в истории была рассказана история, а не просто видео чего-то или кого-то в движении. Режиссёром и оператором данной короткометражной работы стал Блэр Смит. Он же являлся одним из кинооператоров американского изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона. В фильме всего 14 сцен, и все они были склеены с помощью линейного монтажа. Всего 14 сцен стали отправной точкой кино, которое мы имеем счастье наблюдать сегодня.

https://youtube.com/watch?v=tEJRHo_kW7I

13.

Родительские субботы

Накануне начала Четыредесятницы можно подать записки «на Великий Пост», как о здравии, так о упокоении сродников, близких. Они прочитываются священнослужителями во время богослужений будних дней. Однако особенность Поста – то, что во время его полная литургия, с выниманием частиц из просфор о упокоении почивших христиан совершается лишь по субботам, воскресеньям.

Таким образом, умершие как бы несколько обделены церковной молитвой. Заботясь о своих чадах, пребывающих в ином мире, Церковь издревле установила по время Четыредесятницы три субботы, именуемых народом Родительскими днями. Это вторая, третья, четвертая субботы Поста.

Дни поминовения усопших в 2022 году:

  • 6 февраля — Поминовение усопших, пострадавших за веру Христову в годину гонений;
  • 26 февраля — Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота);
  • 19 марта — Суббота 2-й седмицы Великого поста;
  • 26 марта — Суббота 3-й седмицы Великого поста;
  • 2 апреля — Суббота 4-я седмицы Великого поста;
  • 3 мая — Радоница;
  • 9 мая — Поминовение усопших воинов;
  • 11 июня — Суббота Троицкая;
  • 8 октября — Суббота Покровская;
  • 5 ноября — Суббота Димитриевская

Не принимаются записки о упокоении также первые 8 дней после Пасхи. Но издревле установилась традиция торжественно разделять с почившими христианами, пребывающими уже в Царстве Небесном, радость Воскресения. Это происходит во вторник после Светлой Седмицы.

Радоница. Храм Александра Невского. Город Псков.

Он именуется Радоницей – название говорит само за себя. На Радоницу особым, пасхальным чином совершается панихида. После богослужения благочестивые христиане отправляются на кладбище – помолиться о родных, прибраться на могилах.А вот обычай посещать места упокоения непосредственно на Пасху Церковью не приветствуется. Это – время радости, а не скорби, когда едва ли есть место печали об ушедшем, когда особенно остро чувствуется правота Господа, сказавшего:

Таковы дни, когда празднуют земля, небо, даже природа. Очень многие, даже редко задумывающиеся о Боге, все равно по-особому ощущают эти дни, когда воистину исполняются слова Христа:

Наталья Сазонова

https://pravoslavie.wiki/svyashhennik-rasskazal-kak-velikij-post-v-2022-godu-sdelat-osmyslennym.html

2.

1598-1613 Смутное время
Если можно одним словом охарактеризовать тот или иной период в истории, то Смутное Время — это упадок. Данный период остался памятен как время всяческих бедствий, экономического и политического кризиса, многочисленных вторжений иностранных армий на территорию Русского Царства и бесконечной борьбы за престол. И продолжалось все это целых 14 лет, вплоть до восшествия на царство первого царя из рода Романовых.

Началом Смутного Времени принято считать смерть последнего представителя рода Рюриковичей, имеющих право в законном порядке претендовать на российский престол. Из-за этого началась ожесточенная борьба за власть, которая велась преимущественно посредством интриг.

6.

1812–1813 Отечественная война
Официальными причинами развязыванием Францией военного конфликта против Российской империи считается отказ русского царя Александра Первого присоединиться к континентальной блокаде, которая нужна была Наполеону для давления на Англию, а также политика французского императора по отношению европейских стран, осуществлявшаяся без учёта интересов России.

Начальный этап войны с Наполеоном ознаменовался отступлением русских войск от западных границ Российской Империи.

Второй этап противостояния — это провал французской армии и ее полная капитуляция перед героизмом и самоотверженностью русского солдата. Именно тогда в нашей стране появилось понятие «партизанское движение».

Завершилась война практически абсолютным уничтожением армии Наполеона и отступлением французских войск с российских земель.

«Обыкновенный фашизм», 1965 г.

Реж. Михаил Ромм

А вот и документалка! Режиссер пересмотрел тысячи метров архивных пленок Министерства пропаганды Третьего рейха, которые советская армия позаимствовала у немцев в 1945 году, нарезал из них самые яркие сцены, чтобы показать миру звериную морду фашизма.

Кроме того, приемы, которыми был наполнен фильм, были новаторскими для того времени. Например, замедленные повторы важных моментов. Сейчас без них невозможно представить ни одну футбольную трансляцию, а тогда это было что-то на уровне полёта Юры Гагарина в космос.

Или вот ещё. Выступает какой-нибудь Геббельс с трибуны, рассказывает, сколько миллионов врагов надо уничтожить, и тут раз! – стоп-кадр: искривленная физиономия фашиста, а голос продолжает призывать к массовым убийствам… Если честно, становится жутко даже привыкшим ко всему фанатам Леди Гаги. Сейчас вы можете увидеть этот приём в любом фильме, снятом в 70-80-х. В фильме много кадров, от которых встают волосы дыбом. Без преувеличения, даже спустя столько времени и множества снятых шокирующих фильмов, эта лента смотрится очень впечатляющей.

А что самое главное, Ромм не снимал постановочных кадров – всё на основе полученных материалов. Никаких подтасовок – всё предельно честно. За что ему огромное спасибо!

Новые визуальные эффекты и технологии съёмок: Матрица (The Matrix)

Год: 1999

Сама картина появилась благодаря другим лентам, которые вдохновили её создателей, а именно: «Бегущий по лезвию», «Терминатор», «12 обезьян». Но «Матрица» выделяется среди этих фильмов своими нововведениями. В фильме использовались новые технологии съемок, революционные визуальные эффекты, включая всемирно известный эффект буллет-тайм (англ. Bullet time), т.е. «время пули».

The Matrix/ Warner Bros. VIA Giphy

Фильм открыл новые границы киноповествования, а также дал множество новых идей будущим создателям научно-фантастических работ. Например, идею о поиске психологической грани, разделяющей людей и машин, которая заставляет всё больше сомневаться в реальности нашего мира.

https://youtube.com/watch?v=YihPA42fdQ8

1.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Asteriya
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: