Готический роман. страница 1

Эдгар По «Падение дома Ашеров»

К наследнику старинного рода Родерику Ашеру, который вместе с сестрой леди Мэдилейн живёт в древнем мрачном особняке на берегу озера, по его просьбе приезжает погостить друг. Ашер находится в унынии, ведь его сестра давно и безнадёжно болеет.

Вскоре леди Мэдилейн умирает, брат не хочет её немедленно хоронить и помещает тело девушки в гробу в подвале своего замка. Через несколько дней случилась сильная буря, во врем которой леди Ашер, которая оказалась заживо закрытой в гробу, выбралась оттуда и пришла в комнату к брату. Она подола к Редерику, обняла его и они оба свалились замертво. Едва друг в панике выскочил из замка, как он начал распадаться и погрузился в воды озера.

Хронология

Готический роман в логике страсти к сентиментальному и Macabre , которая формируется в Европе XVIII — го  века с авторами , как аббат Прево , включая Историю г Кливленде, естественный сын Кромвеля (1731-1739) впервые появился в английском переводе в Лондоне.

Рождение готического романа также связанно с переоткрытием архитектуры готики в Англии во второй половине XVIII — го  века и в более широком смысле к популярности прошлого. Уолпол , английский аристократ и политик , который был близким другом M меня Тансен , таким образом , построить замок в средневековом стиле на холме Strawberry Hill . Первый, Уолпол, объединит ингредиенты исторического готического романа в замке Отранто, опубликованного в 1764 году  : действие, расположенное в мифическом прошлом крестовых походов, средневековый декор, присутствие сверхъестественных, современных персонажей — жертв загадок прошлого. .

Во Франции такие авторы, как Франсуа Гийом Дюкре-Дюминиль , Шарль-Антуан-Гийом Пиго-Лебрен , мадам де Жанлис или Франсуа-Тома-Мари де Бакуляр д’Арно, со своей стороны, эксплуатируют мрачную жилку. D’Arnaud произвел драматическую версию мемуаров графа Комменг (1735) из М меня Тансен с декором в склепе « где находятся усыпальницы религиозные Ла Трапп, с крестами, черепами» Вдохновленный жуткие настройками дорог английского Graveyard Поэты , такие как Эдвард Янг, чьи ночи он очень восхищался . Именно он создал термин « темный жанр» . В Германии романтики, особенно такие поэты, как Фредерик Шиллер , также обратились к Средневековью, но именно меньшие писатели, такие как Йозеф Алоис Глайх (1772-1841) или Кристиан Генрих Шписс, положили начало жанру Schauerroman (Роман ужаса).

Однако именно в Англии готический роман находит почву для пристрастия. Женщины там выделяются. Клара Рив , под влиянием прочтения Горация Уолпола из Замка Отранто , в 1777 году публикует «Защитника добродетели» или «Старый английский барон»  ; в своей очереди , Шарлотта Смит (1749-1806) опубликовала серию популярных романов в конце XVIII — го века Эммелиного или сирота замка в 1788 году, Éthelinde или Затворник озеро в 1789 году и Селестина или потерпевшие предрассудки в 1791 году, акцентируя тему женского преследование уже присутствует в Ричардсоне . Она предшествует Энн Рэдклифф, чьи « Мистерии Удольфо» ( ) имели европейский успех и были переданы потомкам как памятник готического жанра. Общественный энтузиазм побудил Уильяма Лейна, владельца издательства Minerva Press, предложить свой шанс писателям, ищущим средств к существованию, особенно таким женщинам, как Регина Мария Рош ( Гамлетская дева , 1793; Клермон , 1798), Элиза Парсонс ( Замок Вольфенбах) , 1793; Таинственное предупреждение , 1796) или Элеонора Слит ( Рейнская сирота , 1798).

Наряду с сентиментальным готическим романом появляются произведения, характеризующиеся атмосферой более выраженного ужаса, о чем свидетельствует восточная сказка « Ватек» , написанная на французском языке Уильямом Томасом Бекфордом в 1786 году , а затем знаменитым « Монахом » Мэтью Грегори Льюисом ( ). К этому так называемому «безумному» периоду мы также можем отнести рукопись, найденную в Сарагосе поляком Яном Потоцким , также написанную на французском языке.

В 1818 году появился знаменитый « Франкенштейн » Мэри Шелли , ключевой роман, глубоко укоренившийся в готической традиции и считающийся a posteriori одним из первых научно-фантастических романов . Наконец, публикация в том же году двух романов, пародирующих готический жанр ( «Аббатство Нортангер » Джейн Остин и «Аббатство кошмара » Томаса Лава Пикока ) знаменует собой конец золотого века готического романа. В году ирландец Мэтьюрен опубликовал « Мельмот или странствующий человек», а в 1824 году — «Альбиджуа» , который, по мнению Мориса Леви , считается последним готическим романом. Томас де Куинси ( Klosterheim , ) все еще продолжает традицию, в то время как жанр фэнтези процветает в континентальной Европе . Темы готического романа, однако, продолжают кормить весь английской литературе до XX — го  века , от Чарльза Диккенса до Мервина Пика через Джозефа Конрада . На рубеже в XIX — го  века , в режиме «готического» и появляется в фэнтези — литературе через произведения , как известный как Странный случай доктора Джекила и мистера Хайда ( ) по Стивенсона , Портрет Дориана Грея ( ) по Оскару Уайльд или Дракула ( ) Брэма Стокера , и воображение, и эстетические коды оригинального жанра питают стиль и структуру каждой из этих историй. Однако критики предпочитают говорить о романе ужасов .

«Блай» будто отождествляет своих героев с призраками.

Это Гросс постоянно теряется во времени и уходит в себя, выпадая из диалога. Это на Дэни нахлынывают панические атаки, когда гувернантка оказывается заперта в комнате, где висит зеркало. Это Джейми «без причины» плачет несколько раз на дню. Страшному лицу в темному углу такие душевные муки и не снились. Иной раз Флэнеган перебарщивает с мелодрамой — без этого все же никак. Тем более на Netflix, который любит в своих проектах выжимать максимум из каждой сюжетной арки: больше чувств, больше эмоций, каждый герой — главный, на каждого уже нарисована аватарка для профиля Netflix и заготовлен не один десяток скриншотов для постов в инстаграме.

«Призраки поместья Блай» банально раскрывают слишком много секретов. И если одни действительно хочется узнать, то вот другие лучше бы оставались тайной — иначе какой интерес наблюдать за пытающимся найти покой призраком, если мы заведомо знаем, что покой он не найдет и так и будет блуждать еще несколько серий подряд. Иронично, что сериал про призраков отчаянно держится за людей — трагичное выражение лица Виктории Педретти может довести до слез даже в сюжете со самой пафосной и ванильной драмой (в «Блай» арка Дэни не сильно пафосная и ванильная, не переживайте), а после одного из эпизодов на Гросс в исполнении Миллер невозможно взглянуть без сожаления. Как и «Дом на холме», «Блай» полностью вытаскивает актерский состав. Каждому здесь отведена роль сыграть живого снаружи и мертвого внутри человека, и каждый справляется со своей задачей. Потому что в стенах поместья смотреть в глаза жертв страшнее, чем вглядываться в изувеченные лица чудовищ.

https://youtube.com/watch?v=tykS7QfTWMQ

Как открыть достижение «Мнение редакции»

Для этого вам нужно будет выполнить данное задание два раза, причем с определенными отличиями:

  1. В первом прохождении поддержите Сигэру, чтобы открыть доступ к поручению «Этот роман… выглядит знакомо?».
  2. Во втором прохождении поддержите Дзюнкити, чтобы открыть доступ к поручению «Сомнительный… роман?».

Далее мы подробно рассмотрим выполнение всех этих заданий, чтобы вы знали, как нужно поступить в те или иные моменты для открытия ачивки.

Поддержите Сигэру (Этот роман… выглядит знакомо?)

После получения квеста «Это действительно… выдающийся роман?» направляйтесь в город Инадзума (остров Наруками) и отыщите Сигэру и Дзюнкити. Они находятся на лестничной площадке рядом с центральной точкой телепортации и будут отмечены маркером. Поговорите с любым из них.

Затем вам нужно будет выбрать между вариантами «Пойдем добудем материал» и «Пойдем поищем вдохновение». Ваш выбор здесь не повлияет на получение трофея – от него лишь зависит, какое из трех мест вы посетите:

  • Кузница Амэномы
  • Место работы Досинов
  • Магазин Цукумомоно

Посетив одну из указанных локаций, поговорите с Дзюнкити, а потом возвратитесь к Сигэру. Далее вам снова нужно будет выбрать, что сказать. Обязательно скажите «Вообще-то, Сигэру говорит разумные вещи…».

В результате у вас откроется доступ к поручению «Этот роман… выглядит знакомо?». Дождитесь его выпадения (это может произойти как на следующий день, так и через несколько недель). Вновь поговорите с редактором и писателем. Соглашайтесь во всем с Сигурэ. Далее вам нужно будет отыскать три романа, которые соответствуют требованиям.

Вам необходимо будет взять с полки лишь книгу Литературный клуб и передать ее неугомонной парочке. Больше никаких книжек передавать не нужно. Затем выберите следующий ответ: «Видимо, мне не под силу переубедить его…». После этого квест подойдет к концу. Ачивки вы пока не получите, зато откроете доступ к заданию мира «Методы сочинения историй».

Поддержите Дзюнкити (Сомнительный… роман?)

Дождитесь, когда вам во второй раз выпадет задание «Это действительно… выдающийся роман?». Во время первого разговора снова можете выбрать любую фразу, чтобы посетить одно из трех указанных выше мест. После беседы с писателем возвратитесь к редактору.

В ходе второй беседы вам нужно будет обязательно сказать «Вообще-то идея Дзюнкити не так уж и плоха», чтобы открыть доступ к поручению «Сомнительный… роман?». Далее вам необходимо будет дождаться его получения.

Снова посетите писателя и редактора, дабы поболтать с ними. Затем вам предстоит собрать отзывы от читателей о последних главах романа. Для этого просто поговорите с Юдзу, Хэсэгавой и Риэ. Все они будут отмечены на карте маркерами. Затем возвратитесь к Сигэру и поговорите с ним. После этого квест подойдет к концу.

Если вы прошли по двум веткам, то после выполнения этого поручения сразу же получите трофей «Мнение редакции». Отметим, что вам необязательно проходить эти задания в том же порядке, что и у нас. Главное – это поддержать обоих персонажей, чтобы выполнить все три поручения. Награда за дейлики стандартная: 10 камней истока, мора, опыт, очки дружбы и приключений, а также руда усиления (их количество зависит от ранга игрока).

«Забытая комната», Линкольн Чайлд

Секретный исследовательский центр посещает злой дух — у ученых появляются видения, а один из их коллег даже решается на самоубийство. Директор центра зовет на помощь бывшего сотрудника доктора Джереми Логана, специалиста по энигматологии — науки, которая в силах объяснить то, что неподвластно человеческому пониманию.

В ходе исследований Джереми находит странную комнату — в ней нет ни окон, ни дверей, а попасть в нее удалось только благодаря трещине в стене. Самое интересное, что внутри помещения обнаружилось механическое устройство неизвестного предназначения. Логан быстро понял, что мистические вещи, происходящие в здании, исходят именно от этого агрегата. Осталось только выяснить, для чего создана эта машина и как ею управлять.

Борис Пастернак (1890-1960)

Пастернака обычно не причисляют к какому-либо течению Серебряного века, хотя он дружил с символистами и одно время общался с футуристами. Все же Пастернак, как и Андреев, стоит особняком. Первые поэтические опыты Бориса Леонидовича относятся к 1913 году, когда вышла первая книга его стихов. Только после публикации сборника «Близнец в тучах” Пастернак назвал себя «профессиональным литератором”.

Апофеозом творчества Пастернака стал роман «Доктор Живаго” — грандиозный по своему замыслу. Книга охватывает период русско-советской истории на протяжении почти 50-ти лет, рассказанной через жизнь Юрия Живаго, врача и поэта. Дмитрий Быков в биографии писателя отмечает, что в многослойном повествовании романа, который довольно реалистичен, можно отыскать и символическое начало — в основе произведения лежит собственная жизнь Пастернака, но только та, которую он хотел бы прожить.

Несмотря на весь реализм, «Доктор Живаго» пронизан религиозной мистикой и христианской философией — и ярче всего это раскрывается в тетрадке стихов Юрия Живаго. Мистицизм Пастернака не похож на гоголевский или булгаковский, поскольку в романе нет нечистой силы как таковой (есть лишь аналогии или метафоры), скорее он перекликается с тем, что можно увидеть у Андреева — человек и его судьба, сверхчеловек или песчинка в потоке истории. А вот стихи — совсем иное, в их лирике много христианской и библейской мифологии, жизни Марии Магдалины и Христа находят отражение в реальности, наполненной символами и знаками.

Интерстеллар (2014)

https://youtube.com/watch?v=qcPfI0y7wRU

В далёком будущем на Земле наступает засуха. Фермер Купер (Мэттью МакКонахи) раньше был пилотом NASA, а теперь выращивает кукурузу. Однажды вокруг него начинают происходить странные события: техника выходит из строя, а в комнате дочери Купера, Мёрф, с полок без причины падают книги. Купер разгадывает в аномалии координаты, которые приводят его и Мёрф к группе учёных на секретную базу NASA. Там герой узнаёт страшное — скоро на планете не останется продовольствия. Учёные просят Купера отправиться в космос на поиски планеты, куда могло бы сбежать человечество. Так начинается большое путешествие героя.

В фильме Джессика Честейн играет взрослую Мёрф, которая осталась на умирающей Земле и стала учёной. Если Купер справится с задачей и сможет вернуться, доставить людей на новую планету будет всё ещё невозможно из-за гравитации. Мёрф отчаянно ищет решение проблемы и верит в успех миссии отца.

Образ злодея

Практически ни одно «готическое» произведение не обходится без злодея. Он является «подлинным героем «готического» романа» , к нему «сходятся все нити повествования» , от него «зависит развитие действия» . «Злодей «готической» литературы — образ мистический»399, это «отрицательный полюс «готического» мира»400

Загадочность происхождения и прошлого подобных персонажей, предвосхищающих появление так называемого «байронического героя»401, «необычность и непонятность их нынешней жизни, их величественный и мрачный облик и необъяснимая власть над окружающими людьми, наводящие порой на мысль об их нечеловеческой, сверхъестественной природе, — все это вызывает неподдельное любопытство читателей и приковывает внимание вплоть до последних глав романа»

Если сравнить не то что характеры, но хотя бы портреты, этих персонажей, непременно возникнут параллели. Писатели почти всегда наделяют злодеев высоким ростом, суровым и бледным лицом и, конечно же, пронзительным взглядом. Да и характер отражается на их внешности: все это люди властные, честолюбивые, скрывающие огненные страсти под маской ледяной невозмутимости.

Вот описание настоятеля капуцинского аббатства Амброзио у Льюиса: «Облик монаха был благороден и исполнен властного достоинства. Его отличал высокий рост, а лицо было необыкновенно красивым — орлиный нос, большие темные сверкающие глаза, черные, почти сходящиеся» у переносья брови. Лицо было-смуглым, но кожа очень ЧИСТОЙІ Ученые занятия и долгие бдение придавали его щекам мертвенную бледность… Он смиренно- поклонился пастве, однако,в его глазах и манерах чудилась суровость, внушавшая1 всем благоговейный страх, и мало кто- мог выдержать его взор — огненный и пронзительный»403.

А вот портрет Скедони, также монаха, из «Итальянца» Анны Радклиф: «Скедони был высок ростом, но очень худ… весь облик его имел в себе нечто зловещее, нечто почти сверхчеловеческое. Опущенный капюшон, бросая тень на мертвенную бледность лица, подчеркивал суровость застывшего на нем выражения и угрюмую, почти ужасающую безотрадность его взора. Мрачность Скедони была рождена1 не скорбью чуткого израненного сердца, но жестокостью и беспощадностью его характера. Его физиономия поражала чрезвычайной, трудноопределимой странностью. Она хранила следы многих страстей — словно застывших в чертах,, которые эти страсти перестали одушевлять. Мрачность и суровость запечатлелись в глубоких складках его лица. Взгляд, казалось, в одно мгновение проникал в сердца окружающих, читая в них самые сокровенные помыслы; немногие могли выдержать это испытание, и никто не в силах был подвергнуться ему дважды».

В свое время эту тенденцию наделять злодеев леденящим душу взглядом иронически утрировал Уильям Бекфорд при описании халифа Ватека, так что оно получилось столь же гротескно-волшебным, как и вся повесть: «Лицо его было приятно и величественно; но в гневе взор халифа становился столь ужасным, что его нельзя было выдержать: несчастный, на кого он его устремлял, падал иногда, пораженный насмерть. Так что, боясь обезлюдить свое государство и обратить в пустыню дворец, Ватек предавался гневу весьма редко» .

«Роковая» власть взгляда подчеркивает связь отрицательных персонажей с силами тьмы, нечто сверхчеловеческое проступает в образах злодеев весьма отчетливо406: они — «демоны, но не буквально, а символически… их роль заключается в том, чтобы отражать зло, безумие и муки человеческого разума. Их грехи описываются как искажения человеческой природы и неестественные по сути своей»407.

По мнению Элизабет Макэндрю, существует три основных типа злодеев . Первый из них сочетает в себе черты злодея и положительного героя. Безумие и зло таких людей порождены конфликтом в их душе. К этому типу принадлежат Манфред из «Замка Отранто» Уолпола, Амброзио из «Монаха» Льюиса и Франкенштейн из романа Мэри Шелли.

Николай Гоголь (1821-1852)

Николай Васильевич немало сделал для развития русского языка, кроме того ему удалось оказать влияние на писателей-современников и потомков. Творчество Гоголя пронизано мистикой, религиозностью, фантастикой и мифологией и народным фольклором.

Мистическое у Николая Васильевича появилось в первых же книгах. «Вечера на хуторе близ Диканьки» просто наполнены потусторонними силами. Но все же более всего нечисти и мрака — на страницах повести «Вий», в которой Хома Брут пытается противостоять ведьме, вурдалакам и оборотням. Однако борьба бурсака, три ночи отпевающего паночку, идет прахом, когда он глядит в глаза Вию — чудовищу из преисподней с тяжелыми веками, скрывающими смертельный взгляд.

Гоголь в своей повести использует мотивы славянской мифологии, поверья и фольклор о страшном демоне. Писателю удалось создать из сказочного сюжета произведение, считающееся эталоном мистической литературы. Этот опыт спустя сто лет будет использовать Булгаков.

Короткая повесть ужаса

В XIX веке популярность набрали короткие ужасные повести. Их мастерами считались Мэри Шелли и лорд Бульвер-Литтон.

Им принадлежат наиболее удачные готические романы. Список лучших есть в этой статье. Например, это произведение Бульвер-Литтона «Занони», впервые опубликованное в Лондоне в 1842 году.

Основные действия разворачиваются на юге Италии и во Франции в конце XVIII века. Роман посвящен розенкрейцерам — таинственному обществу, учение которых основано на эзотерических истинах.

Главный герой — таинственный иностранец Занони. Он покоряет всех своим богатством и щедростью

В Италии он обращает внимание на юную девушку Виолу. Причем его привлекает не столько ее красота, сколько чистота души

Когда умирают ее родители, он предлагает организовать ее жизнь с молодым и привлекательным англичанином Глиндоном. Но сама Виола любит Занони, а Глиндон хоть и неравнодушен к девушке, не может позволить себе на ней жениться из-за различия в социальных правах. К тому же он увлекается оккультными науками.

В результате Занони решает связать свою судьбу с Виолой, даже несмотря на предупреждения своего брата, что после свадьбы он лишится своих магических способностей и в конце концов превратится в обычного человека.

На повествование накладываются события французского террора 1794 года. Жена и сын Занони попадают в тюрьму. Он стремится их спасти любыми способами, тем более он в курсе, когда падет режим Робеспьера.

Наследие в XX веке

В XX веке поклонники готической литературы заметно расширили её изначальное определение. Широкое распространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии текстов в готической традиции (как, напр., сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы»). Подобные сборники положили начало недорогим изданиям формата chapbook.

В Америке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр тёмное фэнтези (Dark Fantasy). В южных штатах США традиции готической литературы продолжает южная готика, для которой, в отличие от других изводов жанра, характерен интерес к социальным и религиозным вопросам.

Погорельский, Пушкин и Карамзин – основатели «русской готики»

Мрачные готические мотивы двоемирия, существующие в европейской литературе, появляются в произведениях русских писателей на рубеже XVIII — XIX вв. Первопроходцем стал Николай Карамзин. В 1793 и 1795 гг. выходят две его книги: «Остров Борнгольм» о таинственном месте у берегов Дании и «Сиерра-Морена», в котором эксплуатируется популярный на западе образ умершего жениха.

Но по-настоящему мистические мотивы в отечественной литературе раскрылись в произведениях А. А. Погорельского, которого называли русским Гофманом. Таинственные новеллы «Двойник, или мои вечера в Малороссии» предвосхитили творчество Гоголя. А от описания волшебного подземелья в «Черной курице» пришел в восторг сам Пушкин.

Иллюстрация к повести Антония Погорельского «Черная курица» / Художник Михаил Бычков

Пушкин и его мистические явления

Александр Сергеевич не мог остаться в стороне от нового течения в литературе. Он сам был человеком очень суеверным. В каждом произведении поэта можно найти те или иные мистические явления. Я уже упомянула «Пиковую даму», которую сам Пушкин определял как мифическое произведение.

«Пиковая дама» – это развенчание масонского мировоззрения, ответ поэта масонам, в чьей «гибкой нравственности» он разочаровался. В произведении множество масонских символов и образов. Кроме того, ясно просматривается христианская составляющая произведения.

Семь персонажей – персонификация человеческих страстей, семи смертных грехов. Кроме сакрального числа 7, в «Пиковой даме» встречаются другие важные в контексте христианства цифры. Герман играет (чего не должен делать верующий человек) христианскими символами, за что и наказан.

Мистикой наполнена книга «Гробовщик». В ней Пушкин «прикасается» к миру мертвых и через него ищет смысл существования человека в мире живых. Светский роман «Евгений Онегин» тоже не остался в стороне: гадающие девушки, Татьяна, которая видит вещий сон и толкует его по соннику.

Рисунок к «Пиковой даме» Пушкина / Художник Андрей Николаев

Название и определение

Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Это предтеча современных «ужасов». Название — от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках). Однако, по предположению писательницы Маргарет Дрэббл, термин Gothic изначально употреблялся в значении «средневековый», как в подзаголовке романа «Замок Отранто», действие которого происходит в Средние века (Castle of Otranto, a Gothic Tale).

На рубеже XVIII и XIX вв. готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в континентальной Европе. Классическое определение жанра дал профессор Крис Болдик:

Британский критик Теодор Уаттс-Дантон называл готику «ренессансом чудесного» в английской литературе. Но существовали и другие мнения: профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма» рассматривал готику как «синоним варварского, хаотичного и безвкусного». Описать такое явление как готика пытались многие литературоведы и учёные — Монтегю Саммерс, Эдит Биркхэд, Эйно Райло, Эдмунд Бёрк, Девендра Варма. Чувственное обоснование готического стиля принадлежит Эдмунду Бёрку, выпустившему в 1757 году книгу «Исследование наших представлений о возвышенном и прекрасном».

Прислуга (2011)

Нашумевшая экранизация романа Кэтрин Стокетт. Действие происходит в 60‑е годы прошлого века. Молодая и амбициозная писательница Скитер (Эмма Стоун) после учёбы в университете возвращается в родной городок на юге США. Она замечает, что в обществе притесняют горничных афроамериканского происхождения, и решает написать о них книгу, чтобы изменить привычный уклад жизни.

В фильме Джессика Честейн играет наивную и добрую Селию Фут — жену состоятельного бизнесмена, которая в отличие от большинства белых женщин своего круга относится к прислуге с искренней благодарностью.

Фильм о борьбе за расовое равноправие снят легко и увлекательно. Известный кинокритик и лауреат Пулитцеровской премии Роджер Эберт назвал картину «прекрасно сыгранной <…> доброй историей, которая говорит о боли и при этом не стремится быть болезненной».

Главным триумфатором престижных премий стала Октавия Спенсер, сыгравшая дерзкую горничную Минни. Но критики отметили и роль Джессики Честейн: актрису номинировали на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.

Артур Мэкен: «Белые люди» (1904) и «Белый порошок» (1895)

Валлиец Мэкен – пожалуй, самый влиятельный автор не только для странной прозы, но и для фолк-хоррора. В отличие от Лавкрафта, которого больше интересует космический ужас, он сосредотачивается на зловещей изнанке природы: непроходимых лесов, окрашенных в алое предзакатным солнцем полей, наводящих на монотонный лад журчанием водоемов. В своих рассказах Мэкен поэтично описывает незначительные, но оттого еще более пугающие разрывы в естественном порядке вещей – например, когда невинная детская игра или песенка придает естественным безлюдным пейзажам неожиданно зловещий оттенок и навевает фантомные воспоминания о языческих обрядах тысячелетней давности. 

Формально завязка «Белых людей» заключается в том, что рассказчик знакомится с содержанием дневника девочки-подростка. Он получил книжку от чудака-философа, который считает, что грех проявляется не в убийстве или воровстве, а в стремлении насильно преодолеть представляющиеся незыблемыми законы мироздания. Тезисы старика, естественно, самым прихотливым образом переплетаются с легендами и странными забавами, о которых девочке тайком рассказывает няня. Как и положено классике weird fiction, рассказ лишен упорядоченного нарратива, в повествование постоянно внедряются высокохудожественные описания природы и метафоричные легенды, расшатывающие простую и понятную реальность до неузнаваемости. 

«Белый порошок» – более линейное произведение, но у поверхностной викторианской страшилки, как это часто бывает с рассказами Мэйкена, оказывается двойное дно. Главная героиня – молодая девушка – беспокоится о самочувствии брата, юриста, который сутки напролет зубрит законы. Доктор выписывает парню тонизирующее, и лекарство мгновенно возвращает пациенту прежнюю бодрость, но затем сестра подмечает в нарочито беззаботном поведении брата незначительные странности. Сначала они просто беспокоят ее, позже – внушают сверхъестественный ужас, когда она замечает, как физическое состояние юноши коррелирует с погодными явлениями. Первая часть рассказа читается как вариация на тему «Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда», но финальный твист резко превращает его в жуткий очерк о ведьминских шабашах и сатанизме. 

Иллюстрация к рассказу «Белый порошок» 

Влияние «Белого порошка» на традицию странной прозы невозможно переоценить – короткий рассказ выступает связующим звеном между готическими ужасами и современным фолк-хоррором. Сначала были Мэри Шелли, Брэм Стокер и Роберт Луис Стивенсон, затем — «Ведьма» и «Реинкарнация», а между ними примостился Артур Мэйкен, герой которого переживает немыслимое превращение под воздействием порошка без цвета и запаха. 

Сонная Лощина (1999)

Популярная экранизация готической новеллы американского писателя Вашингтона Ирвинга – атмосферный триллер со звездным актерским составом. Молодой полицейский получает задание отправиться в провинциальную глушь и расследовать серию таинственных убийств. Свидетели утверждают, что за каждым преступлением стоит всадник без головы – зловещий призрак из местных легенд. Герою предстоит выяснить, что же на самом деле скрывается за жуткими преданиями.

Оригинальное названиеSleepy HollowЖанрТриллер, фэнтези, ужасы, детективАктерыДжонни Депп, Кристина Риччи, Миранда Ричардсон…СтранаГермания, СШАРейтингКинопоиск – 7.9, IMDb – 7.3Возрастные ограничения16+

Характеристики

Английский готический роман характеризуется наличием определенного количества декоративных элементов, персонажей, а также стереотипных ситуаций и повествовательных процессов (рассказ в рассказе).

Декор

Увлечение историей и прошлым, характерное для романтизма, приводит к возвращению к популярным декорациям елизаветинского театра, таким как замок с привидениями ( Макбет , Гамлет ), склеп ( Ромео и Джульетта ), средневековая тюрьма ( Ричард III или Эдвард. II от Кристофера Марло ), Кладбище ( Гамлет ). Природные декорации — сказки , ночные пейзажи ( Макбет ), шабаш ведьм ( Макбет ), штормы на болоте ( Король Лир ), штормы на море ( Буря , Зимняя сказка ).
Еще одна характерная черта готического романа — это поиск экзотики: Италия — замок Отранто , Восток — Ватек , Испания — Манускрипт и Ле Мойн .

  • Персонажи: религиозный (инквизиция), преследуемая женщина, роковая женщина , демон , красавица, зверь, ангел, падший ангел , проклятый, вампир , бандит, « Роковой человек ».
  • Ситуации: адский договор, заключение и пытки, самоубийство, вампиризм, секреты прошлого, преследующие настоящее.
  • Места: замок, тьма , кладбище, руины, церковь, природа, заброшенное место, разрушенный дом …

С первого взгляда Блай пугает не меньше, чем дом на холме из соседнего сериала.

Огромный старинный особняк с темными углами, в которых ночами постоянно виднеется чье-то лицо. Потерявшие родителей детишки тоже ведут себя подозрительно: Флора во время разговора может посмотреть за спину собеседника и кому-то кивнуть; в ее огромном кукольном домике стоит вязаный чумной доктор, безлицый мальчик и другие странные игрушки. Ах да, под тумбочкой еще лежит кукла в белом платье и с длинными черными волосами — доставать ее оттуда нельзя. Майлз тоже не подарок: во время первой же встречи с Дэни 10-летний мальчик дарит новой гувернантки заколку, затем — цветы, да и вообще постоянно оказывает нездоровые знаки внимания. Самой Дэни, впрочем, пока все нравится — главное, пореже смотреть в зеркало: кажется, в отражении тоже стоит призрак.

В отличие от «Призраков дома на холме», «Призраки поместья Блай» основаны на маленькой повести «Поворот винта» Генри Джеймса, жившего в 19 веке. С первоисточником обращаются вальяжно. События нового сериала Флэнегана разворачиваются в конце 20 века, а сюжет периодически отходит от оригинала — история слишком короткая, а сериал как-то нужно растянуть на девять часовых эпизодов. И если повесть Джеймса была ночной страшилкой, то «Призраки поместья Блай» — увесистый роман по мотивам, который не ограничивается одним лишь вульгарным хоррором и пытается подарить нечто большее, чем вау-эффект.

Этим «Блай» больше всего и отличается от «Дома на холме». Первый сериал антологии — это сплошной мрак и ужас, виртуозный триллер, в котором мистика выходила на первый план. Призраки случайно появлялись и случайно исчезали, никто — ни герои сериала, ни зрители — даже не успевал перевести дыхание: Флэнеган подобно психопату издевался над своими персонажами и их страхами, буквализируя понятие «внутренние демоны». Как итог: целая притча о ментальных болезнях, в которой призраки были не столько топливом страха, сколько побочным эффектом. В этом и заключалось «вау» — в доме, который кишит призраками, сами призраки были далеко не самым страшным явлением. Горечь во рту вызывали непосредственно люди.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Asteriya
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: