Искусство искусственного интеллекта: кого считать автором в эпоху творчества нейросетей

Водяные лилии

Пейзаж является созданием талантливого импрессиониста своего времени Клода Моне. Когда он окончил работу над своим произведением, то решил отметить это событие с приятелями. В мастерской художника произошел небольшой пожар, который был сразу же потушен. Никто не придал значения инциденту, но оказалось, что шедевр несет в себе незримый огненный фантом.

«Водяные лилии» повесили в ресторанчике, расположенном на Монмартре. Что удивительно, всего за одну ночь заведение сгорело. А вот картина чудесным образом уцелела. Позже она была куплена меценатом Оскаром Шмитцом. Спустя год после приобретения, его дом тоже выгорел. Причем возгорание началось именно в кабинете с полотном. И опять же, шедевр остался цел и невредим. Следующая жертва пейзажа—Нью-йоркский музей современных искусств. «Водяные лилии» были перевезены в него, и через несколько месяцев случилось возгорание. Шедевр частично обуглился. После реставрации «пожароопасных» свойств пейзаж больше не проявлял.

Есть еще немало интересных картин, написанных самыми талантливыми художниками. В мире много творческих людей, которые постоянно придумывают и создают новые необычные произведения.

Не ночь, а день

Рембрандт Харменс ван Рейн. Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. 1642 год

Полотно Рембрандта, изображающее выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга, получило свое знаменитое название «Ночной дозор» лишь через полтора века после написа­ния. Оно впервые упоминается в 1797 году художни­ком Ламбертусом Классен­сом в связи со сделанной им гравированной репродук­цией картины. К тому моменту работа Рембрандта потем­нела от времени и копоти, и казалось, что сцена со стрелками происходит ночью. Лишь в 1946–1947 годах, когда картина была отреставрирована, стало ясно, что дело происходит днем. Более того, по мнению некоторых исследова­телей, тени на картине примерно соответ­ствуют двум часам дня. Но название «Ночной дозор» так и осталось.

Ни та, ни другая

Гюстав Курбе. Происхождение мира. 1866 год

Скандально знаменитая картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» до 1995 года находилась в частных собраниях и была неизвестна широкой публике. Естественно, одним из главных вопросов после обнародования работы стало имя модели. По одной из версий, моделью была рыжеволосая ирландка Джоанна Хиффернан, подруга и натурщица художника Уистлера: в 1865–1866 го­дах она неоднократно позировала и Курбе. По другой версии, это могла быть одна из любовниц заказчика картины, дипломата Османской империи и кол­лек­ционера Халил-бея, Жанна де Турбе. В 2013 году исследователь Жан-Жак Фернье высказал предположение, что картина на самом деле — часть более крупного полотна. Это предположение возникло после того, как в 2010 году в антикварной лавке был найден фрагмент с изображением откинутой назад женской головы с пышны­ми волосами, который Фернье атрибутировал как работу Курбе. Но сотрудники музея Орсе, исследовав полотно, отвергли эту версию. Наконец, в 2018 году появилась сенсационная находка: писатель Клод Шопп нашел в переписке Александра Дюма — сына намек на то, что Курбе писал другую любовницу Халил-бея, бывшую танцовщицу Констанс Кеньо. Эта версия звучит гораздо убедительнее прочих, но часть исследователей по-преж­нему сходится на том, что имя модели неизвестно.

Женщина дождя

Одна из самых необычных в мире картин написана винницкой художницей Светланой Телец в конце 90-годв прошлого столетия. До нее она была никому неизвестна. За несколько месяцев до того, как Тилец  приступила к своему творению, ее начали посещать видения. Иногда Светлана чувствовала, что за ней наблюдают со стороны. Несмотря на то, что художница старалась гнать от себя тревожные мысли, они появлялись снова. Спустя некоторое время, у Телец возникла идея написать портрет загадочной женщины. Она приступила к работе, ее рука была ведома какой-то невидимой силой. Портрет был готов в рекордно быстрые сроки— всего за пять часов.

Спустя месяцы в городе появились слухи, что над картиной висит проклятие. Все покупатели спешили вернуть ее в художественный магазин, даже не забирая свои деньги назад. Каждый из них утверждал, что полотно оживает по ночам. Люди начинали страдать от головных болей и прочих недомоганий, не могли спать.

Леонардо да Винчи «Джоконда»

Известная всем картина «Джоконда» не только способна восхищать людей, но и даже испугать. Есть версия, что портрет может отрицательно влиять на тех, кто долго его рассматривает. Официально зарегистрировано больше сотни случаев, когда гости музея, долго смотревшие на полотно, просто теряли сознание. К примеру, известный французский писатель Мари-Анри Бейл Стендаль долго любовался шедевром и неожиданно потерял сознание. 

Мона Лиза, девушка, написанная на портрете, умерла, когда ей исполнилось 28 лет

Да Винчи уделил портрету особое внимание. Ни одна из его работ не отняла столько времени, как «Джоконда»

В течение долгих шести лет Леонардо постоянно вносил корректировки и переписывал портрет, но так и не смог добиться своей поставленной цели.

Марк Пауэлл

Работы австралийца Марка Пауэлла шокируют по-настоящему сильно. Его шоу 2012-го года представляет собой ряд композиций, в которых фантастические существа эволюционируют, пожирают и выделяют друг друга из собственных тел, размножаются и распадаются. Текстуры существ и окружающая обстановка чрезвычайно убедительны, а язык тела фигур точно подобран, чтобы ситуации выглядели как можно более обычными — а значит, и убедительными.

Разумеется, интернет не мог не отдать художнику должное. Вышеупомянутая «SCP Foundation» взяла отвратительного монстра с изображения выше и сделала его частью истории под названием «Плоть, которая ненавидит». Также с его работами связаны многие ужасные истории.

Как проверить творческие способности

При проверке творческих способностей психологи часто прибегают к тестам на дивергентное мышление. Например, человеку говорят придумать как можно больше способов использования для самых простых вещей, вроде обычного кирпича. Если человек способен придумать множество вариантов и комбинаций использования обычного кирпича (вплоть до создания из него крышки гроба для куклы Барби), то тест покажет, что у такого человека будет существенно сильнее развито дивергентное мышление, чем у того, кто считает, что кирпичи можно использовать только для решения обычных задач вроде строительства стен и зданий.

Согласно тем же исследованиям, открытость переживаниям или просто открытость новому опыту является тем аспектом нашей личности, который и стимулирует наше творчество. Среди пяти основных черт личности человека (экстраверсии-интроверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма и открытости опыту) именно открытость способна лучше всех предсказать нашу эффективность в выполнении задач на дивергентное мышление.

Как указывают американские психологи Скотт Барри Кауфман и Кэролин Грегуар в своей книге «Wired to Create», стремление к творчеству у людей «исходит от желания когнитивного исследования своего собственного мира и мира вокруг». Любопытство всестороннего изучения тех или иных вещей может привести к повышению уровня открытости человека видеть окружающий его мир иным по сравнению со среднестатистическими людьми. Или, как говорят другие исследователи этого вопроса, «способности видеть комплекс возможностей, лежащих незамеченными в так называемой устоявшейся «знакомой среде» для других людей».

«Крик»

Необычные картины постоянно привлекают к себе внимание общественности и даже вызывают попытки повторить шедевр. Одним из таких полотен, ставшим культовым в современной культуре, является «Крик» Мунка

Это загадочное, мистическое изображение, которое кому-то кажется фантазией психически больного, кому-то — предсказанием экологической катастрофы, а кому-то и вовсе абсурдным портретом мумии. Так или иначе, атмосфера полотна притягивает к себе и не позволяет сохранить равнодушие. Необычные картины нередко бывают полны деталей, а «Крик», напротив, подчеркнуто прост — в нем использованы два основных оттенка, да и прорисовка облика центрального персонажа упрощена до примитивизма. Но именно такой деформированный мир и делает произведение особенно притягательным.

Необычна и его история — работу не раз похищали. Тем не менее она сохранена и пребывает в музее, вдохновляя кинорежиссеров на создание эмоциональных лент, а художников — на поиски не менее выразительных сюжетов, чем этот.

Бен Уилсон

Лондонский художник Бен Уилсон, чьи скульптурные композиции украшают улицы его родного города, прославился вовсе не благодаря этим работам из дерева. Признание пришло к нему после того, как он направил собственную творческую мысль себе под ноги: Уилсон начал писать картины на выплюнутых кем-то жвачках, которые в избытке возможно отыскать на тротуарах английской столицы.

В миниатюрных картинах, в которые усилиями художника превращаются комочки жевательной резинки, находят отражение разномастные сюжеты. Здесь и городские пейзажи, и животные, и портреты, а также всевозможные произведения «на заказ» — местные жители часто просят Бена создать крохотное «письмо» с любовным признанием, написать благодарность в чужой адрес или оформить в столь выразительной форме извинение. За годы творчества Уилсон превратил район Барнет, откуда сам родом, в выставочный зал.

Макс Зорн

Русского человека упоминание изоленты наводит в первую очередь на мысли об исключительно прикладном применении этого удобного приспособления для скрепления всего и вся. Так и скотч во всем мире воспринимается в качестве того, чем удобно заклеить коробку или что-то где-то зафиксировать. Однако голландец Макс Зорн подошел к этому вопросу с фантазией и нашел липкой ленте лучшее применение.

Житель Амстердама создает удивительные картины, которым не мешает выглядеть потрясающе даже скромная цветовая гамма, диктуемая главными инструментами художника: оргстеклом, заменяющим привычный холст, отточенным скальпелем и скотчем. Напротив, благодаря игре света и тени, которую мастерски создает автор, сюжеты произведений, будь то тропический пейзаж в картине «Парус» или портрет Джона Леннона, приобретают характерный неповторимый налет нуара.

Как на нас воздействует искусство

Обратимся ко второму вопросу. Как на нас влияет искусство? Очевидно, оно положительно воздействует на наше психическое здоровье, делает нас более чуткими, повышает уровень эмпатии.

Несмотря на то что восприятие искусства не является биологической потребностью, оно важно для развития и процветания человека. Во-первых, искусство может рассматриваться как способ абстрагироваться от неприятных событий

Аристотель считал, что трагедии действуют на нас через катарсис — они вызывают боль и страх, после чего наступает облегчение, — а арт-терапевты используют искусство, чтобы помочь людям справиться с различными травмами. Но есть противоположный способ воздействия на нас искусства — побег. Когда искусство позволяет нам убежать от действительности, оно переносит нас из повседневного мира в другую реальность. Вот почему многие из нас не могут заснуть, не перейдя в вымышленный мир, будь то мир романа или сериала.

Во-вторых, искусство позволяет понять отрицательные эмоции. Философы давно задавались вопросом, почему нам нравятся произведения, изображающее страдание, в то время как мы стараемся избежать их в реальной жизни. Почему нас привлекает «Автопортрет» Рембрандта, где изображен задумчивый обеспокоенный старик? Наслаждаемся ли мы грустью, которую провоцирует в нас эта работа?

Философ твердо убеждена в том, что литература тренирует нашу способность представлять себя на месте других и это делает нас более чуткими. В радиоинтервью нейробиолог , исследователь эмпатии из Стэнфордского университета в Калифорнии, сказал, что он считает «множество различных форм искусства учебным лагерем по эмпатии» и, если вы видите картину, на которой кого-то бьют, «вы принимаете это состояние». Чтение литературы и просмотр фильмов, театральных постановок, картин заставляет нас проявлять сочувствие: мы ставим себя на место другого персонажа и становимся более человечными.

Следующий вопрос заключается в том, может ли искусство в корне изменить наше поведение после того, как мы закроем страницы романа или уйдем из галереи. Зависит от регулярности чтения, прослушивания музыки, просмотра театральных постановок, фильмов и так далее. Безусловно, одна книга не сделает нас более эмпатичными.

Сочувствие может заставить нас быть более сострадательными. Но может быть и наоборот. Знание того, что чувствует другой человек, также помогает понять, как можно заставить его страдать. И, конечно же, нам довольно часто напоминают о том, что многие преступники любили искусство, литературу и музыку. Так что, хотя занятие искусством может повысить уровень эмпатии, нет никакой гарантии, что в будущем мы не нанесем вред другим людям.

Светлана Тилец «Женщина дождя»

В небольшом магазине Винницы, провинциального города Украины, находится уникальная картина «Женщина дождя», у которой довольно интересная история. Стоимость этой картины – 500 долларов. Продавцы магазина говорят, что полотно приобретали трое покупателей, а после возвращали назад. Они объясняют это странным совпадением – как только картина появлялась в помещении, женщина с нее начинала сниться каждую ночь ее владельцам. Они знают эту даму, изображенную под дождем, но не знают откуда. Все, кто всматривается в глаза женщины, навсегда запоминают ощущение тишины, дождливого дня, страха и тревоги. 

Написана необычная картина была Светланой Тилец, закончившей Одесский художественный университет имени Грекова. В 1996 году тогда еще студентке постоянно чувствовалось, что за ней следят. Это странное чувство навеяло Светлане желание изобразить следящего человека, и, взяв в руки краски и холст, она неожиданно для себя нарисовала контуры тела женской особи, причем в детальных подробностях. Изображенная женщина была ей абсолютно неизвестна, но ее лицо, цвет глаз и оттенки одежды она запомнила раз и навсегда. Удивительно то, что основная часть картины была создана спустя всего 5 часов. У художницы было впечатление, что творила абсолютно не она — что-то двигало ее рукой и писало картину. Затем она еще месяц ее дописывала. Как только Светлана приехала в Винницу, то сразу же выставила законченную работу в одном из магазинов. 

Картину долгое время никто не покупал. Но спустя некоторое время в магазин зашла одинокая бизнес-леди, которая долго гуляла по залу и остановилась на «Женщине дождя». Она разместила картину в спальной комнате, но спустя две недели вернула Светлане ее творение. Причиной возврата она назвала странное чувство, как будто после покупки картины она в доме постоянно была не одна. Было несколько попыток найти новое место для полотна, даже в закрытом шкафу, но это чувство ее не покидало. 

Прошло еще некоторое время, и картину снова купили. На этот раз покупателем был молодой мужчина. Но странное чувство и его заставило вернуть картину в магазин. Что интересно, он даже не попросил вернуть ему деньги, лишь бы избавиться от постоянной слежки дамы с картины во время сна срочным образом. Но с третьим покупателем случилось вообще что-то мистическое. Поначалу он уже и начал привыкать к женщине и ее присутствию в его жизни. Он верил, что сможет ужиться с милой избранницей в одном помещении. Но вера его была напрасной. Белые глаза «Женщины дождя» стали появляться везде, где бы ни находился хозяин дома. У него постоянно болела голова и начались непонятные волнения, что и заставило его вернуть картину в магазин. 

Местные жители Винницы шептались, что картина проклята и может элементарно свести с ума своего владельца. Автор полотна верит, что рано или поздно и на ее творение найдется свой покупатель.

Перформанс Марины Абрамович

5. «Делай со мной, что хочешь».

Перформанс, названный «Rhythm 0» является работой художника Марины Абрамович, рожденной в Белграде. Он заключался в следующем:

Марина сидела тихо и спокойно на стуле, а позади нее на столе лежали различные предметы (72 штуки), которые посетители могли использовать, о чем сообщала табличка рядом с этими предметами.

В течение 6 часов посетителям разрешалось использовать на художнице любые предметы, как им заблагорассудиться. Они могли сделать ей приятно или навредить ей. Среди предметов были: роза, перо, мед, хлыст, оливковое масло, ножницы, скальпель, пистолет и одна пуля.

Сначала все посетители обращались с «объектом» перформанса с осторожностью, аккуратно используя некоторые предметы. Но потом они стали более агрессивными, а один из посетителей даже зарядил пистолет и направил на художницу, но другой вовремя забрал пистолет из его рук.. Спустя 6 часов, Марина встала и направилась в сторону посетителей, которые поспешили уйти, чтобы избежать конфликта с художником

Такова природа человека.

Спустя 6 часов, Марина встала и направилась в сторону посетителей, которые поспешили уйти, чтобы избежать конфликта с художником. Такова природа человека.

4. А каннибализм можно считать искусством? Чжу Юй так решил.

В 2000 году Чжу Юй(Zhu Yu) записал перформанс, названный «Eating People», который был продемонстрирован на выставке «F*ck Off, Please». На видео, снятое Чжу Юй, показано, как он употребляет мертвый плод, который, по его словам, он украл из медицинской школы.

Критики, по праву, раскритиковали художника за то, что он решил прославиться за счет такого шокирующего и ненужного акта насилия. Позже его привлекли к ответственности, но он продолжал заявлять, что ни один закон и религия не запрещает каннибализм.

Естественно, ни нашлось ни одного человека, который бы признал его перформанс «искусством».

Как отличить творческого человека

В исследовании, результаты которого были опубликованы в научном журнале Journal of Research in Personality, говорится о том, что открытые люди не просто стараются увидеть вещи с их иных сторон и выразить таким образом свою точку зрения, такие люди на самом деле действительно видят окружающий их мир иначе, по сравнению с обычными людьми.

Специалисты хотели выяснить, есть ли между открытостью и таким явлением, как бинакулярное соревнование, какая-нибудь связь. Это явление происходит, когда для каждого глаза одновременно представлены два разных изображения, например, карточка красного цвета и карточка зеленого цвета. При просмотре обоих изображений наблюдателем для последнего будет создаваться зрительный эффект, при котором карточка, показываемая для одного глаза, будет как бы переходить в другой глаз и наоборот. То есть в какой-то момент будет казаться, что оба глаза видят то зеленый, то красный фон.

Как отличить творческую личность

Что интересно, для некоторых участников подобного эксперимента может казаться, что оба фона либо сливаются, либо один накладывается на другой, создавая некое структурированное изображение, как это можно видеть на центральной картинке выше. И вот такие моменты бинакулярного подавления, когда оба изображения становятся зримыми одновременно, могут объясняться как попытка сознания найти «творческое» решение проблемы, представленной в виде совершенно разных визуальных раздражителей (карточками с разным цветом фона в данном случае).

В рамках экспериментов исследователи обнаружили, что открытые люди способны видеть сливающиеся или пересекающиеся изображения в течение более продолжительного периода времени, по сравнению со среднестатистическими людьми. Более того, эффект продолжается еще дольше, если у человека в этот момент отмечается хорошее настроение, которое, согласно более ранним исследованиям, тоже играет немаловажную роль для творческого потенциала. Исходя из этих наблюдений, исследователи сделали вывод, что творческие способности открытых людей распространяются вплоть до базового визуального восприятия. И такие открытые люди способны испытывать фундаментально иной зрительный опыт, по сравнению со среднестатистическим человеком.

6. Гриф и мальчик

Самые необычные фотографии мира могут быть по-настоящему жуткими. Как и история, им сопутствующая. В 1933 году фотограф и журналист Кевин Картер, находившийся в суданском городе Айод, снял маленького, истощенного мальчика по имени Конг Ньонг, который потихоньку полз за своими родителями. Те побежали к самолету за гуманитарной помощью.

За мальчиком внимательно и терпеливо наблюдал стервятник.

Этот снимок принес Картеру Пулитцеровскую премию, всемирную известность, и обвинения в бесчеловечности. Спустя три месяца после получения премии журналист покончил с собой.

Мальчика выходили в пункте продовольственной помощи ООН. По словам его семьи, он умер в 2008 году.

Портрет Ирода на бутыли с вином

Квентин Массейс. Алтарь гильдии столяров. 1511 год 260 × 503 см

Этот алтарь был выполнен художником для антверпенских ремесленников: гильдии часто заказывали алтари или витражи, чтобы затем украшать ими свои часовни в соборе или в городской церкви, которую они посещали. На главной панели в пейзаже горько оплакивают мертвого Иисуса, справа Иоанн Богослов стойко противостоит мучениям, а слева мы видим на переднем плане Саломею, принимающую от царя Ирода отрубленную голову Иоанна Крестителя (сцена самой казни еле различима в глубине панели). Выбор святых далеко не случаен — оба Иоанна считались покровителями столяров. 

Royal Museum of Fine Arts Antwerp (Королевский музей изящных искусств, Антверпен), www.artinflanders.be, photo: Hugo Maertens

Сцена с Саломеей и царем Иродом происходит посреди настоящего придвор­ного праздника, как он мог выглядеть в эпоху создания алтаря. В углу зала на подставке стоит отполированное металлическое ведро, в котором охлажда­ются бутыли с вином. Кольцо для его переноски украшено ощерившейся мордой льва, само оно покоится на четырех львах — эти отсылки к античному искусству свидетельствуют об ориентации Ирода на языческую культуру Рима, его неправедности, богатстве и самомнении. Если присмотреться, на бутылях можно заметить клейма с профилем царя — такой же портрет висит на стене за ним.

Royal Museum of Fine Arts Antwerp (Королевский музей изящных искусств, Антверпен), www.artinflanders.be, photo: Hugo Maertens

Рисование на грязных машинах

Скотт Уэйд / www.pixelsmithstudios.com

Рисование на грязи, скопившейся на давно не мытой машине, тоже считается искусством, лучшие представители которого стремятся изобразить несколько больше банальных надписей вида «помой меня».

CNW Group/CARSTAR Collision & Glass Centres

52-летний графический дизайнер по имени Скотт Уэйд стал очень известен из-за своих удивительных рисунков, которые он создавал, используя грязь на стёклах машин.

www.n4gm.com

А начал художник с того, что использовал в качестве холста толстый слой пыли на дорогах Техаса, на дорогах он рисовал различные карикатуры, а создавал он их с помощью собственных пальцев, ногтей и небольших сучьев.

www.dirtycarart.com

В настоящее время для рисования он использует специальные щётки, с помощью которых создаёт удивительно зрелищные и сложные картины. Постепенно Уэйда стали показывать на различных художественных выставках, также его стали нанимать рекламодатели для того, чтобы он продемонстрировал своё мастерство на их мероприятиях.

https://youtube.com/watch?v=I9NGuz2U9w8

Какие работы становятся популярными: немного о великих художниках в наше время

Стать популярным художником можно, показав миру все то же знакомое и понятное, но принципиально новым способом. Очень удачно это сделали наши соотечественники — знаменитые братья Савельевы из Петрозаводска. Они начали рисовать портреты известных людей — Камерон Диас, Анджелины Джоли и других успешных звезд — по-особенному: лица вырисовывались из каракулей, исполненных простыми шариковыми ручками. Благодаря изображению иностранных знаменитостей, братья стали популярными не только в нашей стране, но и за рубежом.

Если действительно хочется стать великим художником, нужно зацепить, вызвать на эмоции аудиторию. В наше время часто становятся популярными художники, рисующие необычными материалами или нестандартными способами — удивить доведенным до совершенства рисунком крайне сложно. А вот если картина оформлена необычно, очень вероятно, что ее заметят, и тогда появятся шансы стать известным. Например, Элизабетта Рогаи — успешная художница из Флоренции — рисует вином. Сначала она делает наброски углем, а затем раскрашивает картину белым, розовым и красным алкоголем. Выглядит это необычно. А со временем вино испаряется, оттенки становятся другими. Картина будто бы проживает свою судьбу, меняя внешний вид.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Asteriya
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: