Я. Франк “Ежедневник очень делового котика”
Есть среди вас деловые котики? Этот ежедневник создан специально для вас. Он совмещает в себе удобство, простоту и оригинальный дизайн. А иллюстрации художницы Яны Франк, известной в сети под именем Miu Mau, заставят вас буквально влюбиться в него.
Ежедневник воплощает в себе систему планирования для креативных людей. В начале вы найдете инструкцию с подробным объяснением принципов тайм-менеджмента, положенных в основу планера. На каждую неделю выделяется отдельный разворот, поэтому она воспринимается как единое целое. Ежедневник идеально подойдет для распределения дел по матрице Эйзенхауэра и методу Стивена Кови.
Что такое bullet journal и что он даёт
С помощью ежедневника можно:
принимать решения и делать выбор;
Если вы не знаете, как поступить, запишите все варианты с плюсами и минусами, и решение придёт.
записывать важные мысли;
Если вы фиксируете идею на бумаге, она точно не забудется, вы вернётесь и обдумаете её позже.
понять, на что вы тратите время;
Записывая в дневник, чем вы занимаетесь каждый день, вы определите главные «поглотители времени»: занятия, которые отвлекают вас от достижения целей. Так вы научитесь больше успевать.
упорядочить жизнь;
Ежедневное ведение дневника — это возможность собрать полную базу данных о своей жизни. Открывая разворот на месяц, вы сразу видите, чем занимаетесь, что планируете, что приносит результат, а что нет. Используя эту систему, вы сможете упорядочить жизнь, приобрести нужные навыки и хорошие привычки.
2.Выделяйте отдельное время для «ничегонеделания»
Горящие сроки и дедлайны — источник огромного стресса. Давление заставляет мозг фокусироваться на деталях, активируя левое полушарие и лишая нас возможности видеть всю картинку целиком. Стресс влияет и на наше настроение, мир сжимается до одной-единственной точки…
Вот почему просто необходимо включать в свой график время, когда мы ничем не заняты, когда можем психологически дистанцироваться и помечтать. В этот момент у нашего бессознательного больше шансов найти отдаленные ассоциации между идеями. Сделав шаг в сторону, дистанцировавшись от проблемы, мы можем посмотреть на ситуацию с разных сторон.
Немаловажный момент — это время «ничегонеделания» важно проводить в одиночестве. Только так можно «выносить» и «родить» идею
Это подтверждают данные исследований: так, эксперимент, проведенный психологами из Университета Юты в 2012 году, показал, что после четырех дней уединения на природе испытуемые на 50% лучше справились со стандартными тестами на креативность.
Как реализовать эту стратегию на практике? Попробуйте начинать каждый день с полутора-двух часов «ничегонеделания». Поверьте, в долгосрочной перспективе эта инвестиция принесет колоссальные дивиденды.
Что поможет
Сформулируйте задачу примерно так «я хочу, чтобы мои дети развивались, но не готов проводить с ними время, поэтому я…» и запишите 30-40 вариантов ответов.
Среди них, скорее всего, будут самые очевидные. Но наша задача выписать именно их. А затем примените SCAMPER, чтобы найти совершенно неочевидные варианты решений. Про скампер можно ещё вот здесь почитать.
Задам вам вектор поиска решений по скамперу: например, вы выбрали «заменить» — задавайте себе контрольные вопросы по каждому из элементов системы — «на кого-то можно заменить родителя», «что можно заменить в поведении родителя» или «как заменить потребность ребенка», или «чем можно заменить привычную игру»? Даже такие простые вопросы наведут вас на необычные идеи и очень интересные решения.
Кристоф Ниманн «Скетчи по воскресеньям»
Кристоф Ниман предлагает научиться креативности, регулярно тренируясь. Основой креативности является сила воли, упорство, умение достигать целей. Полезная книга написана по мотивам жизненных заметок журналиста в колонке New York Times.
Кристоф Ниман приводит ситуации из своей биографии, творческой жизни знакомых. Описывает распространенные страхи творческих людей, советы по преодолению страха. Пособие помогает обрести вдохновение, получить заряд энергии, преодолеть проблемы. Издание содержит 300 красочных иллюстраций. Остроумные рисунки по темам сделают читателя счастливей.
В. Лопатин “Ежедневник креативных людей для креативных идей”
Виктор Лопатин – дизайнер и эксперт по креативности. Его ежедневник поможет вам научиться нестандартно мыслить, генерировать креативные идеи и находить пути для их воплощения.
Процесс работы над новой идеей в рамках ведения ежедневника включает в себя 7 этапов: от создания концепции до реализации. На каждом этапе вам нужно будет отвечать на вопросы, которые помогут разложить идею по полочкам, обнаружить сильные и слабые стороны и довести ее до ума. К каждому вопросу прилагаются ответы трех разных людей, чтобы вы примерно знали, что от вас требуется.
Продукт оценят по достоинству как представители творческих профессий, так и обычные люди, которые хотят внести разнообразие в свою жизнь и воплотить заветные мечты.
Что мешает развить креативность
Рынок пресыщен предложениями и интересными персонажами. Сейчас развивается тренд на естественность и некую обыденность. Но это то же умение выделиться, только под другим углом.
Компания по установке пластиковых окон «Окна», парикмахерская «Мария», блогер «Настя» не соберут большую аудиторию, если за ними не стоит необычная и интересная история.
Продумывание этой истории, создание неизбитого сюжета, захватывающие повороты — все это требует умения мыслить креативно.
Совет. Развивать креативность мышления можно начинать с любого возраста. Конечно, детям ее нужно не развивать, а направлять и поддерживать. Но даже людям преклонного возраста под силу освоить этот навык. Просто нужно чуть больше упорства. Сила воли и регулярное выполнение тренировок — вот главные составляющие развития креативности.
«Дизайн-мышление в бизнесе». Тим Браун
Книга на Ozon.ru
Как только базовые потребности человека удовлетворены, — а это так для большинства людей в богатых западных обществах, — люди стремятся к впечатлениям, наполненным смыслом и удовлетворяющим их эмоционально.
Дизайн-мышление — это, в первую очередь, способ решения задач, ориентированных на интересы пользователя. Но не стоит бояться применять эти методики в любых проектах: от создания сайта до планирования своего отпуска.
Для поиска хороших решений можно использовать циклом: понять проблему, собрать идеи, выбрать подходящие и протестировать. В книге — о том, как применять его в жизни и искать неочевидные решения.
Как возникла система
Автор особой системы ведения дневника — нью-йоркский дизайнер Райдер Кэрролл. В детстве ему диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивности, из-за которого он не мог фокусироваться на одном деле. У Кэролла всегда было множество идей, но хаотичное переключение с одной темы на другую мешало эти идеи продвигать и воплощать. Тогда он разработал систему, которую назвал bullet journal — от английского bullet, маркированный список.
Позже Кэрролл поделился системой с друзьями: оказалось, что она подходит не только ему, но помогает и другим людям упорядочивать дела, фокусироваться на задачах и достигать целей. Он начал продвигать эту систему через интернет: записывал обучающие ролики, читал лекции. Сейчас системой bullet journal пользуются миллионы людей во всём мире.
5. Программы Дж. Рензулли и «Курс развития творческого мышления» Ю. Гатанова
Для развития дивергентного мышления требуется специальный тип задач. Они имеют множество правильных ответов и способов решения. Первые такие задачки были предложены самим Гилфордом, а затем на базе его модели Джозеф Рензулли разработал специальные программы, позволяющие системно развивать весь комплекс мыслительных операций, выделенных в структуре дивергентного мышления.
Программы Рензулли послужили прототипом «Курса развития творческого мышления», который выпускает сегодня Компания «Иматон».
Курс был разработан кандидатом психологических наук Ю.Б. Гатановым, специалистом в области обучения и развития одаренных детей. В 90-е годы, находясь на стажировке в Америке в рамках университетского обмена, с целью знакомства с опытом обучения одаренных детей, он получил все необходимые материалы по программе Дж. Рензулли и право на их адаптацию в российских школах, что и было сделано в течение трех лет.
10 лучших ежедневников для развития креативности
Казалось бы, даже самому нордическому человеку рано или поздно надоест выполнять бессмысленные, на первый взгляд, задачки. А вот и нет! Условия составлены таким образом, что оторваться невозможно. Вы будете с нетерпением браться за заполнение блокнота.
Я решила составить маленькую подборку из 10-ти наиболее интересных ежедневников. Они за сравнительно небольшой срок сделают из ничем не примечательного офисного клерка настоящего творца.
1. 642 идеи, о чем написать
Странички разбиты на секции. В каждой имеется набросок темы для мини-сочинения. Вам предложат: помочь побороть зависимость от печенья; написать отзыв на выдуманный вами же фильм; объяснить дальтонику, что же такое красный цвет. Над некоторыми задачками придется поломать голову.
3. 1 страница в день
Например, чудо-блокнот предложит вам научиться рисовать. Пока вы морально приготовились наваять ростовой портрет, перед глазами возникает уточнение: «Изобразите 2 квадрата». После этого простого шага льстивый дневник будет уверять вас, что это лучшая картина века. Учтите, коварный искуситель обязательно подобьет вас на свершение сумасшедших поступков.
4. 365 дней очень творческого человека
Вы поймете, куда уходят драгоценные минуты, сможете довести до автоматизма выполнение рутинных обязанностей
Что немаловажно, дневник научит изменить отношение к опостылевшим неинтересным задачам. Вместе с автором вы наметите главные цели и определитесь с кратчайшими путями их достижения
5. Ежедневник-антидепрессант. Кот Pookie в мире мудрых мыслей
Изображения рыженького Pookie комбинируются с изречениями Великих. Месяца окрашены в разные цвета, дней недели нет (блокнот не делает привязки к конкретному году). Вместе с котиком тайм-менеджмент из тяжкого бремени превратится в развлечение.
6. 12 времен года
Данный блокнот помогает обуздать чувства и не наделать бед сгоряча. Позже, перечитывая дневник, вы будете умиляться собственным переживаниям. Еще один плюс – автор не требует регулярного заполнения.
7. Уничтожь меня!
Не жалея сил рвите бумагу, измазывайте ее травой, стирайте главы в машинке, топчите ненавистный томик. В итоге книжица должна стать подобием первого издания пьес Уильяма Шекспира – такой же потрепанной, ветхой и грязной. Потрясающий дневник для развития нестандартного взгляда на обыденное.
8. Открой мир заново!
За считанные часы вы научитесь понимать язык деревьев, откроете новые вкусы, запахи, текстуры. Каждая страничка посеет в ваш разум семена любопытства. Вам станет интересно познавать неизведанное и вникать в подлинную суть, скрытую за банальным фасадом.
9. Будь счастлив! (или, по крайней мере, меньше грусти)
Блокнот «Будь счастлив!» переполнен нехитрыми заданиями. Он не станет панацеей от разочарований, но поможет из пережить с минимальными эмоциональными травмами. В дополнение дневник заставит задуматься и посмотреть на мир проще. С ним вы отбросите ложную мишуру и обнажите кости реальности.
10. Ежедневник для талантливых. Долой оттенки серого!
Я, в качестве дополнительной мотивации, конвертировала накопленные за неделю очки в финансовый эквивалент. Это заставляло меня метаться по городу в поисках людей с огромными усами, ездить на выступления живых скульптур в дождливый день. По воскресениям я с удовольствием тратила заработанные денежки. Возможно, это немного по-детски, но трудно представить большую радость от ведения дневника.
3 фактора, убивающих творчество
Клинические исследования доказывают, что одной креативности недостаточно для высокой творческой активности. Есть факторы, которые негативно влияют на дивергентное мышление и становятся причиной творческих кризисов.
Доминирование внешней мотивации над внутренней
Американский психолог Т. Эмэбайль в книге «Социальная психология креативности» пишет, что внутренняя мотивация — основа успешного творчества. Внутренняя мотивация — это бескорыстный энтузиазм, работа ради интереса к делу, которая сопровождается вдохновением, радостью, страстью, а также состоянием «потока», когда человек теряет ощущение времени и погружается в творчество с головой.
Сильная внутренняя мотивация подталкивает двигаться вперед даже в стрессовых ситуациях. Например, она помогает человеку выйти из творческого тупика. Человек, немотивированный изнутри, в подобной ситуации впадает в ступор.
Кадр из фильма «99 франков». Источник
Конечно, внешняя мотивация (зарплата, деловая репутация) тоже важна, особенно если творчество — основная работа. Однако она не должна быть главным стимулом. Эксперты по саморазвитию отмечают, что перевес в сторону внешней мотивации разрушает креативность.
Как связаны творческая активность и возраст?
Во второй половине XX века в обществе сложился стереотип, что творческих успехов можно добиться только в молодом возрасте. Этому способствовала работа «Возраст и достижения» американского ученого Гарвея Лемана. Он проанализировал сотни биографий выдающихся писателей, художников, композиторов, математиков, химиков и установил, что пик креативности для большинства из них приходился на 30–35 лет.
К иным выводам пришел профессор кафедры экономики Чикагского университета Дэвид Галенсон. Изучив биографии многих талантливых людей, он заключил, что пиковое время креативности зависит от психологических особенностей человека. По мнению Галенсона, всех творческих людей можно разделить на две группы:
- Экспериментаторы — находятся в вечном творческом поиске, работают методом проб и ошибок. Амбициозны, плохо контролируют эмоции, склонны к мукам творчества.
- Концептуалисты — генерируют четкие идеи и ставят перед собой конкретные цели. Более эмоционально устойчивы, получают от работы удовольствие и не склонны к страданию.
Галенсон считал, что концептуалисты достигают пика креативности в молодости, а у экспериментаторов он чаще наступает в пожилом возрасте.
С. Тимофеева “Ежедневник успешной женщины”
Женский тайм-менеджмент в России имеет свою специфику. Наши соотечественницы должны успевать и карьеру строить, и за бытом следить, и детей воспитывать, оставаясь при этом женственными и привлекательными. Учитывая все эти нюансы, Софья Тимофеева создала удивительный планер.
На ежедневные записи отводится по одной странице. Присутствует разделение дел на личные, семейные и рабочие. Также есть строки, чтобы отметить спортивную активность и уход за собой.
Внизу страницы выделено место для подведения итогов в конце дня. Туда нужно записывать свои достижения и уроки, которые удалось извлечь. А также строчка для составления гардероба на завтра. За нее отдельное спасибо автору!
Что такое творческое мышление
Креативность — это изобретательность, предприимчивость, свежие идеи, непротоптанные тропы, отличные решения, острый ум и быстрая готовность генерировать альтернативные пути решения задач.
Это процесс достижения любой цели нестандартным путем. Умение видеть новые способы, методы и идеи. Даже там, где, казалось бы, все изведано. Творческий подход в принятии решений приводит к новым открытиям и явлениям. Его развитие «снимает шоры» и открывает новые грани мышления.
За творческое мышление отвечает правое полушарие мозга. Оно не подвергает мысли логике и анализу, выдает только образы. Поэтому при должной гибкости выдает свежие идеи легко и без чрезмерных усилий.
5 главных ошибок
Когда вы начинаете вести ежедневник, ошибки — это нормально. Не надо их бояться — это всего лишь этапы на пути к совершенству.
Ошибка 1. Купить некрасивый блокнот на “попробовать” и поэтому его не вести.
Ошибка 2. Боязнь чистого листа.
Планер кажется совершенным, но поверьте — без вас он мёртв. Это инструмент, который поможет вам быть эффективнее, поэтому глупо им не пользоваться. В конце концов, есть стираемые ручки — в случае чего можно легко стереть написанное.
Ошибка 3. Не носить ежедневник с собой на работу. А как же тогда с планами сверяться?!
Ошибка 4. Планировать следующий день, будто для другого человека.
Увы, нет — все эти дела придётся делать вам, а не какому-то супергерою, поэтому не надо писать “горы сверну, но завтра”.
Ошибка 5. Планировать слишком много.
Нет! Дела не сделаются только потому, что вы их записали. Лучше планируйте то, что точно сделаете, а остальное — как получится.
Что такое креативность по мнению именитых психологов
Фото Elias Maurer on Unsplash
Прежде чем перейти к ответу на вопрос «Как?», логично начать с двух ведущих вопросов «Что?» и «Почему?». То есть, что такое креативность, и почему в современных условиях, креативное мышление имеет огромное значение для индивида. Как видишь, заявленный вопрос стоит на третьем месте. Но не будем разводить демагогию, а лучше перейдём к главному.
Итак, креативность, это ничто иное, как творческие способности человека. Понятие «креативность» одним из первых в своих работах осветил американский психолог Дж. П. Гилфорд в 50-х годах ХХ века. Гилфолд считал, что «креативность» включает четыре доминирующие особенности:
- Оригинальность — потенциал к интеллектуальной новизне
- Семантическая спонтанная гибкость — умение «производить» различные идеи в ситуациях без сопутствующих ориентиров.
- Образная адаптивная гибкость — умение, связанное с изменением восприятия объекта, то есть, в скрытых от наблюдения сторонах, увидеть нечто новое.
- Познавательная гибкость — умение посмотреть на объект под новым углом, и расширить его функциональное применение на практике.
Хорошо известный тебе американский психолог А. Маслоу, трактовал креативность – как творческую врожденную направленность, но теряемую большинством людей под влиянием социальной среды. А вот П. Торренсу, американский психолог, посвятивший свою научную деятельность изучению творческого мышления человека, считал, что креативность включает в себя такие компоненты как:
высокую чувствительность к проблемам, и дефициту либо парадоксу знаний.
Действия, направленные на: диагностику проблемы, выявление решений на базе выдвижения гипотез, их проверке и изменения, и как итог — формирование готового решения.
Советский психолог Л.С. Выготский о творческой деятельности писал следующее: «Это такая деятельность человека, которая порождает нечто новое, и абсолютно не имеет значения, будет ли это какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, находящимся и обнаруживающимся исключительно в самом индивиде».
Как развить творческое мышление за 5 шагов
Согласно Выготскому, наш мозг, это не только орган, который сохраняет и воспроизводит предыдущий опыт, он также комбинирует, творчески перерабатывает и из «деталей» предыдущего опыта порождает новые решения и новое поведение.
Как вести bullet journal
1. Сформулируйте задачу
Прежде чем приступать к оформлению дневника, подумайте, какую задачу вы хотите решить с его помощью: сдать экзамены, научиться распределять своё время, разобраться с приоритетами, приобрести полезную привычку, найти вдохновение. Держа в голове конкретную задачу, проще приступить к ведению ежедневника.
2. Придумайте систему условных обозначений
Можно использовать стандартный набор обозначений, проверенный временем и миллионами пользователей:
точка — запланированное дело или задача;
крестик — выполненная задача;
знак < означает, что задача запланирована и пока не отложена;
знак > означает, что дело перенесено на другой день или месяц;
тире — идеи, размышления, заметки; мысли и заметки;
кружок — важное дело или событие. Если стандартный набор не нравится, можно придумать свой собственный, используя разнообразные буллеты: стрелки, цветочки, вопросительные или восклицательные знаки — всё, что придёт в голову и позволит вам сразу понять, к какой теме или вопросу относится запись
Если стандартный набор не нравится, можно придумать свой собственный, используя разнообразные буллеты: стрелки, цветочки, вопросительные или восклицательные знаки — всё, что придёт в голову и позволит вам сразу понять, к какой теме или вопросу относится запись.
3. Сделайте разворот на год
Это календарь на год, в котором вы будете отмечать важные дела и события: дни рождения, праздники, поездки, экзамены и так далее.
Разворот нужно вручную разлиновать на 12 частей. Не обязательно начинать вести дневник с января — можно приступить с любого месяца и планировать до конца календарного года, строить планы на учебный год или просто на будущее, например, с августа 2020 года по июль 2021.
4. Сделайте разворот на месяц
На этом развороте пишут даты от 1 до 31 — зависит от того, сколько дней в месяце, и вносят сюда планы, задачи и события на ближайшее будущее.
5. Заполняйте развороты на каждый день
На ежедневных разворотах ведутся основные записи в дневнике: фиксируются планы и дела на сегодня, записываются мысли, решаются текущие задачи. Отмечайте на разворотах, что вам нужно сделать, что вы должны сделать, что вы хотите сделать. Не забывайте помечать записи с помощью придуманной системы условных знаков.
6. Списки и трекеры привычек
Под них можно выделить отдельные страницы в середине или в конце дневника. Списки и коллекции могут быть любыми:
- книги, которые хотите прочитать;
- любимые сериалы и фильмы;
- места, где хотите побывать.
Сюда же можно добавить трекер привычек или настроения: ежедневно записывать, удалось ли уделить время новой привычке, какое было сегодня самочувствие, насколько энергичным или, наоборот, уставшим вы себя ощущали.
7. Оглавление
Нужно для того, чтобы быстро найти в ежедневнике нужную информацию. Если вы купили блокнот, в котором нет нумерации страниц, пронумеруйте ежедневник от руки и заполните оглавление на последней странице.
1–2 — разворот на год
3–4 — разворот на январь
5–6 — разворот на февраль
…
50 — список книг для чтения
…
65 — трекер настроения
4. Знаменитый кубик Гилфорда, дивергентное и конвергентное мышление
Кубик Гилфорда представляет собой классификационную модель, которая позволяет упорядочить все выделенные интеллектуальные способности по трем основаниям: 1. тип интеллектуальных операций; 2. содержание информации, с которой осуществляется данная операция; 3. форма представления результатов.
В кубике 120 ячеек, для 100 описанных интеллектуальных способностей на сегодняшний день существуют измерительные инструменты, тесты.
Одним из важнейших следствий модели является выделение дивергентного мышления и подробное описание образующих его мыслительных операций.
Дивергентное мышление — процесс создания оригинальных, необычных идей путем многовариативного поиска путей решения проблемы.
Противоположный тип мышления — конвергентный, именно он развивается в процессе обучения. Этот тип мышления предполагает поиск единственно правильного решения, ответа, указанного в конце учебника, при этом способы решения задач жестко ограничены. В рамках такого мышления ученики привыкают действовать единственно правильным, известным способом. Если он по каким-то причинам не срабатывает, задача оказывается нерешенной.
Конвергентное мышление хорошо справляется с формальными задачами, которые ученики решают в процессе обучения. Жизненные задачи принципиально отличаются. Они не имеют таких однозначно поставленных условий и предполагают достижение целей, к которым можно идти совершенно разными путями.
И вот этот диссонанс между тем, к чему учащиеся привыкают в школе, и тем, с чем им приходится сталкиваться в жизни, в современном мире стремительно возрастает.
«Кради как художник: творческий дневник». Остин Клеон
Книга на Ozon.ru
Это специальный блокнот, который научит мыслить широко и искать идеи. Главное — осознанно выполнять задания и упражнения: рисовать иллюстрации своего дня, составлять списки вещей, которых боишься больше всего, и выбирать слова из рассказа так, чтобы в итоге получилось стихотворение. В конце дневника есть специальная копилка идей — небольшой конвертик, в котором можно хранить записи о новых проектах, открытки и фотографии.
Остин Клеон советует всегда носить дневник с собой и выполнять хотя бы одно задание в день до тех пор, пока все страницы не будут заполнены. Дневника хватит на несколько месяцев ежедневной работы — а это полноценный курс по развитию креативного мышления.
Интернет-проекты
Креативити
Как методы «ничегонеделание», «прыжок лосося» и «ментальные стулья» помогают развивать креативное мышление? Об этом рассказывают в «Креативити» — блоге о методах развития креативного мышления и решении творческих задач. Кстати, с методами определиться очень просто, так как они сгруппированы по конкретным критериям:
- По количеству участников: групповой, одиночный.
- По времени до получения результата: долгий, быстрый.
- По сложности: сложный, простой.
- По ключевой деятельности: писать, читать, рисовать, петь, гулять и так далее.
Помимо методов, в блоге есть ещё несколько рубрик: приложения, интервью, обзоры курсов. В общем, всё, что нужно для развития креативности!
«Креативити» →
MindTools
Быть креативным, уметь планировать время, работать в команде, развивать эмоциональный интеллект — это навыки, которых требует современный мир, a MindTools помогает их осваивать. На сайте проекта вы найдёте целую базу инструментов для развития полезных навыков. Например, для развития креативного мышления есть обратный мозговой штурм. Его суть заключается в том, что сначала мы ищем худшие решения проблемы, а затем плохие идеи преобразуем в хорошие решения.
MindTools →
4Brain
Проект помогает развивать необходимые современному человеку компетенции — хорошую память, быстрое чтение, ораторское мастерство — с помощью тренингов, кейсов, игр. А самое классное, что здесь есть целый раздел о развитии креативного мышления: ТРИЗ, ментальные карты, метод шести шляп и вот это всё.
Шесть шляп мышления — ролевая игра, которая помогает преодолеть три основных препятствия, связанных с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. С помощью метода мы разделяем наше мышление на шесть типов, или режимов, за каждым из которых закреплена «шляпа», и, надевая её, человек включает этот режим.
4Brain →
Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
Дмитрий Чернышев рассказывает: мир развивается благодаря 1% людей, мыслящих иначе, чем 99% людей. Каждая персона способна научиться мыслить нестандартно. Креативность — важная норма здоровой жизни, а не признак успеха.
Значительная часть человечества не задействует полный объем ресурсов мозговой коры. Люди выбирают жить по привычке, использовать шаблоны. Дмитрий Чернышев рассказывает методики психологической активации разума для достижения счастья.
Пособие содержит познавательные факты, истории, загадки, игры, головоломки, сказки. Автор показывает привычную жизнь под новым углом. Выполнив задания правильно, вы почувствуете результат.
«Рисовый штурм». Майкл Микалко
Книга на Ozon.ru
Можете ли вы вообразить Винсента ван Гога, жалующегося на невозможность продать свои картины как на свидетельство отсутствия у него таланта? Томаса Эдисона, разочаровавшегося в своей идее создания лампочки, когда он потерпел неудачу пять тысяч раз? Леонардо да Винчи, слишком стесняющегося претендовать на многое из-за отсутствия образования?
Автор книги, эксперт по креативности, учит мыслить нестандартно и находить неординарные решения проблем. Новые идеи скрыты повсюду, но их сложно заметить сразу.
Чтобы приучить мозг генерировать идеи, Майкл Микалко советует сыграть с друзьями в игру: за пять минут придумать как можно больше предложений с конкретным набором слов: я, не, радоваться, абрикосы, раздраженный, собаки, с готовностью, гнев.
Замечать хорошие идеи — это всего лишь навык, который можно развивать. В этом помогут методики и упражнения, собранные в книге.
Все хотят быть особенными
На протяжении всей нашей жизни мы замечаем вокруг себя тех, кто выделяется из общей массы и толпы. «Выскочки» и «воображалы» – такими ярлыками мы награждали в детстве тех, кто не боялся проявлять себя и высказывать свое мнение. «Белая ворона», «неформал» – говорили о таких в юношестве.
В зрелом возрасте мы смотрим на таких людей с восторгом, интересом, а иногда даже с завистью. Именно они первыми высказывают блестящие идеи на брейнштормингах, ловко решают задачи, над которыми безрезультатно бьются десятки умов, в их головы приходят простые истины, способные вершить революции. Творческие люди успешны во всем: пишут, рисуют, поют, творят, добиваются успехов в бизнесе и приковывают к себе интерес окружающих.
Что отличает их от большинства, почему именно они способны генерировать уникальные идеи и что каждый из нас может сделать для того, чтобы раскрыть подобные способности в себе? Для начала давайте разберемся, какие черты характера отличают творческих людей и какие качества личности позволяют им успешно применять свою креативность на практике.
Умный — значит творческий?
В 1921 году американский психолог Льюис Термен начал так называемый — масштабное исследование взаимосвязи интеллекта с творческим потенциалом, продолжавшееся до конца XX века. В экспериментальную группу вошли более полутора тысяч мальчиков и девочек в возрасте 8–12 лет со средним IQ 150 и отличной успеваемостью в школе. Параллельно была сформирована контрольная группа. Она состояла из детей того же возраста, но с более низким уровнем интеллекта и школьной успеваемости.
В последующие 30 лет Термен провел три измерения IQ участников эксперимента и отслеживал их достижения. После смерти ученого в 1956 году исследование продолжили его коллеги. К 1950-му году 800 мужчин из экспериментальной группы достигли значительных успехов в естественных и точных науках. В их активе было 67 опубликованных книг, 150 патентов на изобретения, ученые степени в области философии, медицины, физики. Эти результаты в 30 раз превышали достижения людей из контрольной группы.
Что не так с дивергентным мышлением
Гилфорд и его последователи рассматривают мозг как компьютер, который поглощает данные через органы чувств, сохраняет их в памяти, а затем логически обрабатывает и принимает решение. Но компьютер находит ответ только на основе полученных данных и принимает решение. Если информация не поступает или ее недостаточно, машина молчит, потому что не способна придумать ничего нового.
Живая нервная система устроена иначе. Существует так называемая спонтанная активность нервных клеток — это когда они действуют, даже когда информации не поступает, и таким образом могут учиться.
Ученые обнаруживают эту способность у самых примитивных существ. Например, гидра — примитивное многоклеточное размером 1—20 мм, которое прикрепляется к растениям или грунту в озерах и поедает планктон, — может ни с того ни с сего выдвинуть щупальце направо и узнать, что щупальце там откусят. Больше выдвигать щупальце в эту сторону гидра не будет. Учиться так компьютер не способен: он не делает ничего, что заранее не запрограммировано.
Раньше спонтанную активность нейронов считали свойственной только примитивным организмам вроде гидры — поэтому сравнение нашего мозга с компьютером казалось логичным. Но в 2016 году ученые обнаружили нейроны, которые активируются спонтанно, в самой юной части человеческого мозга — неокортексе, который участвует в функциях высшего порядка — в познании, рассуждении и речи. Эволюция не уничтожила такие клетки, а переместила их в самую разумную часть нашего мозга.
Благодаря спонтанной активности нейронов человек способен находить выход из ситуации, в которой никогда раньше не оказывался. Представьте группу первобытных людей, которые шли с экватора на север. Они столкнулись с холодом и снегопадом — и выжили. Опыта жизни в холодном климате у них не было, но они смогли приспособиться, найти новые способы существования. Это и есть креативность, на которую способен человек, а не компьютер. Будь человеческий мозг подобен компьютеру, он бы продолжал обрабатывать старые данные, которые не подходят к северной реальности.