Содержание:
Я оставляю тебе самое лучшее экзистенциальные фразы от выдающихся авторов, таких как Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Фридрих Ницше, Франц Кафка, Вуди Аллен, Ральф Уолдо Эмерсон и многие другие.
Вам также могут быть интересны эти фразы философов.
— Придать смысл своей жизни зависит исключительно от вас. — Жан Поль Сартр.
-Я сделал тест на экзистенциализм. Я оставил все ответы пустыми и получил 10 баллов — Вуди Аллен.
— Искать истину — это не искать желаемого. — Альбер Камю.
— Мир, конечно, ничто, кроме нашего представления о нем. — Антон Чехов.
42-Человек — это не что иное, как то, что он делает из себя.-Жан-Поль Сартр.
-Жизнь теряет смысл в тот момент, когда вы теряете иллюзию вечности.-Жан-Поль Сартр.
-Мы не знаем, чего хотим, но все же несем ответственность за то, что мы есть, это факт. — Жан-Поль Сартр.
-Жизнь начинается по ту сторону отчаяния. -Жан-Поль Сартр.
-Помните, как часто в истории человечества святой и бунтарь были одним и тем же человеком. -Ролло Мэй.
-Попробуй еще раз. Опять провал. Лучше проиграйте. — Сэмюэл Беккет.
-Ты свободен и поэтому заблудился. -Франц Кафка.
-Если у нас есть свое «почему» жизни, мы можем вынести почти любое «как». -Фридрих Ницше.
-Будьте счастливы, несмотря на то, что учли все факты.-Венделл Берри.
35. Никакое существование не может быть достоверно реализовано, если оно ограничивает себя. — Симона де Бовуар.
-Это твоя жизнь и умираешь мгновение за мгновением. — Чак Паланик.
— Убеждения могут быть более опасными врагами правды, чем ложь. — Фридрих Ницше.
-Вряд ли есть страсть без борьбы. — Альбер Камю.
-Я бунтарь, значит, я существую. — Альбер Камю.
-Я хочу, чтобы мое имя значило для меня. -Марк Хэддон.
-Некоторые мужчины становятся теми, для кого они родились. -Шина Пью.
19-Вселенная не кажется доброй или враждебной, просто безразличной. -Карл Саган.
-Вся жизнь — эксперимент. Чем больше экспериментов вы проведете, тем лучше, — Ральф Уолдо Эмерсон.
— Человек обречен на свободу, потому что, оказавшись на свету, он несет ответственность за все, что делает. — Жан-Поль Сартр.
— Вся сила, по сути, есть сила отрицать смертность. — Эрнест Беккер.
-Только потеряв все, вы можете делать что угодно. — Тайлер Дерден.
-Правда в том, что всем скучно, и они стремятся к развитию привычек. -Альбер Камю.
— Извечен только философский вопрос, а не ответы. — Пол Тиллих.
21-Все преходящее — не более чем метафора. -Иоганн Вольфганг фон Гете.
— Человек знания должен не только любить своих врагов, он также должен уметь ненавидеть своих друзей. — Фридрих Ницше.
-Вещи умирают. Все умирает. — Курт Воннегут.
-Нет человеческой природы, потому что нет бога, который бы ее задумал.-Жан-Поль Сартр.
-Мы здоровы лишь постольку, поскольку наши идеи человечны. — Курт Воннегут.
-Мир полон маленьких радостей; искусство состоит в том, чтобы уметь их различать. — Ли По.
— Наука порождает желание, которое порождает борьбу, которая порождает страдание. — Ли По.
— Цель психотерапии — освободить людей. — Ролло Мэй.
-Луча — вот что значит быть живым и свободным. -Дэвид Бадбилл.
-Лучший экзистенциальный анализ состояния человека ведет непосредственно к проблемам Бога и веры. -Эрнест Беккер.
35. Зрелость достигается, когда человек принимает жизнь как полную напряжений. — Джошуа Лот Либман.
-Первый знак начала понимания — это желание умереть. -Франц Кафка.
-Без сознания мы на самом деле не живы.- Джеймс Ф. Т. Бугенталь.
-Рая не существует, но мы должны стремиться быть достойными его. -Жюль Ренар.
-Несмотря на то, что наука дала нам много чудес, она также испортила многие из наших приятных снов. -Лу Синь.
-Никто не может посоветовать и помочь вам, никто. Есть только один выход — войти внутрь. — Райнер Мария Рильке.
— В человеческой личности есть что-то, что не любит ясные вещи, и, наоборот, что-то привлекает загадки, загадки и аллегории. — Стэнли Кубрик.
— Останься или уйди, это одно и то же. — Альбер Камю.
-Если бы человек просто сидел и думал о своем немедленном конце, о своем ужасном ничтожестве и одиночестве в космосе, он наверняка сошел бы с ума или поддался ошеломляющему или усыпляющему чувству собственной никчемности. Потому что вы можете задаться вопросом: зачем мне писать великую симфонию или бороться за жизнь, или даже любить другую, если я всего лишь сиюминутный микроб на пылинке, кружащейся над невообразимыми просторами космоса? -Стэнли Кубрик.
-Люди, не знающие ужаса смерти, наверное, не удивляются ей. -Лу Синь.
— Интересно отметить, как многие великие научные открытия начинаются с мифов. — Ролло Мэй.
-Молодость заканчивается, когда умирает эгоизм, зрелость рождается, когда один живет для других. -Германн Гессе.
-Если вы хотите удачи, вы должны пойти туда и поискать его, потому что он ждет, когда вы отправитесь искать его. -Темитопе Осела.
Свобода выбора и ответственность
Философия экзистенциализма уделяет особое внимание свободе. Но «свобода» означает не вседозволенность, а прежде всего наличие выбора
Этот выбор личность должна сделать самостоятельно, поэтому на человека ложится большая ответственность. Да, свободный человек, с точки зрения философов-экзистенциалистов, свободен от предрассудков общества. Но это не дает ему исключительных прав — об ответственности за выбор следует помнить в любом случае. «Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы», — писал Карл Ясперс.
Жизнь человека — это непрерывное становление, выбор, пусть и нелегкий. «Человек выбирает сам себя», — утверждал Сартр: мы не можем опираться на какие-то рекомендации или предписания, так как личностью нас делает именно наша, а не навязанная кем-то этическая позиция. Интересно, что страх для Кьеркегора, Ясперса, Сартра — не негативное явление. Страх «выдергивает» нас из размеренного, животного существования, заставляет снова и снова ставить себя «на край бездны» и делать выбор.
К «религиозному экзистенциализму» относят труды русского философа Николая Бердяева, в 1922 году высланного из Советской России. «Религией свободы» он называл христианство. По его мнению, существует «первичная» свобода, которая идет не от Бога, порождая зло. Подлинную же свободу несет с собой Божественная любовь.
Философия экзистенциализма причудливо сочетает в себе пессимистичные и жизнеутверждающие нотки: с одной стороны, человек смертен, зачастую суетен и слаб перед лицом испытаний. С другой — он, и только он определяет свое бытие и выбирает, кем быть — «тварью дрожащей» или человеком с активной жизненной и этической позицией. Не зря многие считают предтечей экзистенциализма в России Федора Михайловича Достоевского…
«Портрет Ф. М. Достоевского» (В. Перов, 1872)
Поделиться ссылкой
Экзистенциализм — это…
Перекос в сторону трагичности человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных течений западной философии XX века.
Многоголосье экзистенциалистов крайне неоднородно и разнообразно, но всех объединяет интерес к основным темам — человеческие бытие, свобода, выбор, смерть, смысл жизни.
Экзистенциализм сформировался как отдельное философское направление перед Первой мировой войной и просуществовал до середины 1960-х годов, пройдя через все катастрофы XX века.
Но истоки этой философии нужно искать в XIX столетии — в творчестве Ф.М.Достоевского, идеях Ф.Ницше, учении датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, которого называют основоположником экзистенциализма.
*Сёрен Кьеркегор (1813–1855)
Именно Кьеркегор выводит понятие экзистенции, ставшее центральной категорией экзистенциальной философии.
Датчанин впервые за всю историю философии ставит вопрос ребром — почему, собственно, философы занимаются чем угодно — сущностью бытия, первичностью материи, Богом, познаваемостью мира, универсалиями, волей и прочими туманными понятиями — но воротят нос от насущных проблем простого человека с его переживаниями, проблемами, страхами?
Неудивительно, что экзистенциальные вопросы часто звучат в произведениях художественной литературы. Пожалуй, это философское направление как никакое другое отразилось в литературном творчестве.
Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Райнер Мария Рильке, Альберто Моравия — далеко не полный список писателей, поднимающих экзистенциальные темы в своих произведениях.
*Альбер Камю о жизни
Большинство людей живут в условиях неподлинного существования, они плывут по течению, не задумываясь зачем и куда. «Быть как все» — вот девиз такой жизни.
Таким образом, цель человеческой жизни — экзистенция, обретение себя. Экзистенциальная истина — это не то, что познается, а то, что переживается каждым человеком индивидуально.
Экзистенциальные проблемы
Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.
Например:
- «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
- «Какова цель моей жизни?»
- «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
- «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»
Цели экзистенциализма
Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни
А именно:
научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
помочь ему самореализоваться
Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
помочь ему социально приспособиться
Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.
Экзистенциализм глазами обывателей
На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:
Экзистенциализм — философское понятие, простыми словами объяснить его не так просто. Это такое личное ощущение человека, когда он как бы смотрит и оценивает себя со стороны. Понимая временность собственного существования, он все же не жалеет о своем пребывании на этой земле. Ощущения эти могут быть временными, некоторые люди способны испытать их только перед лицом смертельной угрозы либо непосредственно перед смертью.
Экзистенциальность — это, если простыми словами, когда человек не взваливает ответственность за свои поступки на природу, обстоятельства или другие факторы. Каждый выбор является актом свободной воли, именно свободна и ответственность становились предметом рассмотрения философии.
Основоположник
Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основоположником которой был Эдмунд Гуссерль.
Феноменология — теория о феноменах, а феномен — это проявление чего-то в чем-то. Например, Дух Божий проявляется в иконах, богословской литературе. «Назад, к самим вещам» — тезис Гуссерля. Человеческое сознание — реальность, находящаяся у нас в голове. Куда проявляется эта реальность? До Гуссерля мир внешний проявлялся в сознании, а у Гуссерля позиция другая. Единичное, индивидуальное сознание проявляется в мире внешнем.
Сами по себе фрагменты реальности ничего не значат, только мы можем наполнить их своими собственными смыслами, ценностями и значениями. Ценностно-смысловая интерпретация знаков реальности может быть произведена только человеческим сознанием, а не наоборот.
Основные уроки
Экзистенциализм после своего появления вызывал много критический замечаний, учение казалось бесперспективным. Время показало, что это не совсем так. Люди не потеряли интереса к вопросам свободы, самоопределения. Нахождение человека в «пограничных» ситуациях все еще вызывает интерес философов и обычных людей.
Не являясь какой-то раз и навсегда определенной концепцией, экзистенциализм признает человека творцом собственной судьбы, ставит его в центр собственного мира. Беда только в том, что не каждый может и хочет принять на себя ответственность за подобное положение вещей.
Философия Кьеркегора
Основоположником данной идеи принято считать датского философа Серена Кьеркегора, жившего в XIX веке
Он заметил, что в философии обращают слишком большое внимание на проблему сущности (эссенции) и бытия в целом, но не рассматривают саму проблему существования отдельно взятого человека. Он ввел понятие “экзистенции” и считал, что философия должна направить силы на то, чтобы помочь человеку разобраться в самом себе, в своем предназначении и в смысле своего существования
В своих работах Кьеркегор выделяет понятия:
- Неподлинное существование – бездумная жизнь, когда человек не задумывается зачем он рожден и живет по инерции, так же как все, беря за пример жизнь других людей.
- Подлинное существование – экзистенция, когда человек ищет свой собственный путь в жизни, не подчиняясь обществу, становясь хозяином своей судьбы.
Рис. 1. Карл Теодор ЯсперсПо пути к экзистенции человек проходит через 3 стадии развития:
- Эстетическая. Когда человек живет ради получения сиюминутных удовольствий, основывая свою жизнь на несущественном, и просто “плывет по течению” вместе со всеми. Вследствие пресыщения, итогом этой стадии всегда являются разочарование, тоска и отчаяние.
- Этическая. Человек делает обдуманный выбор и ставит в основу своей жизни выполнение долга. Нравственность и добродетель становятся основными спутниками личности на данной стадии развития, а чувство устойчивости и уверенности сопровождают человека на протяжении жизни.
- Религиозная. Внешний мир с его страстями перестает управлять человеком. Он сделал осознанный выбор, нашел смысл жизни и живет, согласно своим убеждениям и принципам.
Переход от одной стадии к другой возможен лишь при сознательном выборе человека и его волеизъявлении. Идя по дороге отчаяния, переживаний, забот и страхов, человек, в конечном итоге приходит к вере и находит в ней успокоение. Вера дает осознание подлинного существования, надежду и смысл жизни.Кьеркегор считал, что основная задача человека — обрести самого себя, ибо человек не рождается с осознанием своего предназначения. Сам философ пришел к выводу, что он достиг той самой экзистенции, которой надо добиться каждому человеку. Поэтому, на его надгробном камне высечены слова: “Этот единичный”, дающие понять, что главное в человеке – его индивидуальность и отделенность от общества.
Экзистенциализм и религия
Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).
При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга
Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины
Атеистический экзистенциализм
Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.
Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.
Религиозный экзистенциализм
Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.
«Позитивный» экзистенциализм
В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — «позитивный» экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.
По мнению последователей «позитивного» экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.
Происхождение и история развития
Согласно Р. Мэй, первым этапом развития экзистенциальной психологии следует считать феноменологию. Представителями феноменологической стадии экзистенциальной психологии являются Юджин Минковски, Эрвин Страус, В. Е. фон Гебсаттел.
От феноменологии экзистенциальная психология взяла, в частности, идею отказа рассматривать человека (клиента) в рамках наших предварительных концепций и представлений.
Вторая, собственно экзистенциальная стадия развития экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй представлена работами Л. Бинсвангера, А. Сторча, М. Босса, Дж. Бэлли, Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма, Ф. Бьютендика и др.
Причины возникновения
Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.
Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга
Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели морально обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов. Поэтому экзистенциализм, философия жизни без Бога (даже в религиозном истолковании учения божество сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных верованиях), стал ответом на злободневные вопросы, сформировавшиеся в 20 столетии
Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.
Экзистенциализм в литературе
Многие представители экзистенциализма писали не только сложные эссе и трактаты, вроде «Бытия и времени», но и художественные произведения.
Сартр и Камю были прежде всего писателями. О романе «Тошнота» Ж. П. Сартра выше уже написано. Идеи Альбера Камю ярко проявляются в его повести «Посторонний». Камю рассуждает о подлинности веры, о смысле жизни и о «нигилизме», ставит вопрос вседозволенности и осознанности выбора. В романе «Чума» проблема бытия человека раскрывается на фоне эпидемии – вот оно «пограничное состояние», когда общество и каждый его представитель в прямом смысле слова оказываются между жизнью и смертью.
В русской литературе писателем, близким к идеям экзистенциализма, считается Ф. М. Достоевский. Знаменитая дилемма Раскольникова «Тварь я дрожащая, или право имею» — соотносится с постулатами экзистенциализма. В романе «Преступление и наказание» звучат привычные для этого философского направления темы свободы и вседозволенности.
Хронологически Достоевский жил раньше, чем экзистенциализм оформился как явление. Он оказал идейное влияние на М. де Унамуно. Наряду с испанским коллегой Федора Михайловича можно назвать одним из предвестников экзистенциализма в художественной литературе.
Однако, если искать «экзистенциальные темы» в художественных произведениях, то можно углубить историю этого направления до древности. Так как схожие проблемы поднимались и античными авторами, и классиками русской литературы, и в фольклорных произведениях. Например, с позиций экзистенциализма можно рассматривать «тему лишнего человека», поднимаемую такими авторами как М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин.
2.1. Какие причины обусловили возникновение философии экзистенциализма и его непреходящую популярность?
- нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество во время Первой и Второй Мировой войны.
- бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку;
- опасность гибели человечества (ядерное оружие, экологическая катастрофа);
- усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку;
- распространение фашистских и иных тоталитарных режимов;
- бессилие человека перед природой техногенным обществом.
философы, а также А. Камю, Г.Марсель, Ж.-П.Сартр, С. де Бовуар — французские философы. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского, М. Унамуно, Ф. Ницше. Экзистенциалистыотвергли проблематику
О ком пишет Достоевский
Федор Михайлович замечал, что его произведения о нетипичных героях эпохи. Именно в таких персонажах проявляются характерные особенности своего времени. Среднестатистический человек не подходит для этой роли. Все его качества ровны и заурядны. Такой персонаж не отличается от окружающих. Поэтому нет конфликта внутреннего мира с внешним. Экзистенциализм же изучает обратное состояние человека.
У Достоевского получалось описать это крайнее, катастрофическое состояние души. Он увидел самое дно русской жизни. Показал нищенское, убогое существование пьяниц и бедняков. Их будни в мерзких полуподвальных кабаках. Эти люди находятся на грани, их жизнь доведена до предела. Постоянный конфликт с обществом отнимает жизненные силы.
Раскольников не стал бы убивать старушку, будь он богаче или счастливее. Он не нарушал бы своей комфортной жизни. Мысли его так и остались бы абсурдной теорией.
Но Родион Раскольников доведен до отчаяния — денег в семье не хватает, одежда поношена, безрадостные мысли поглощают его. Внешний мир, обстановка вокруг подталкивали его к убийству. Концентрация всех факторов происходит в момент, когда герой решает свою судьбу. Ситуация критического выбора главенствует в экзистенциализме.
Философские взгляды Достоевского
Достоевский создал новый подход к антропологии человека. В основе– религиозный фундамент. Авторитет бога у писателя не подвергался сомнениям. Его интересовали вопросы бытия божьего и бессмертия человеческой души. Достоевский считал, что духовное перерождение возможно только с помощью веры. Религия дарит человеку надежду на бессмертие. Мысль о перерождении и страшном суде заставляет человека жить достойно.
Достоевский считал себя реалистом. В его «Записной книжке» отмечалось: «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я, конечно, народен, хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему». В своих произведениях Достоевский добирался до самой сути, сидел в печенках и выворачивал скрытое наизнанку.
Достоевский не учил людей жить. Он показывал, почему человек живет именно так. Затем Достоевский прокладывал для человека путь к духовной реинкарнации. Она заключалась в гармоничных отношениях с внешним миром.
Достоевский считал русского человека способным к духовному возрождению. Это связано с высокой оценкой личностных качеств россиян. Русский человек становился образцом для других, первопроходцем в переоценке традиционных ценностей. Именно так, по мнению Достоевского, получила развитие русская философия.
Экзистенциальная психология сегодня
Экзистенциальная терапия постепенно получает признание. Соответствующие специалисты практикуют в 48 странах мира, и с каждым годом количество людей с экзистенциальными расстройствами только растет.
В книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл назвал этот процесс экзистенциальным вакуумом. Он считал, что удобства промышленной революции дали людям вредный избыток свободного времени, сделав их жизни бесцельными, скучными и грустными. Именно экзистенциальный вакуум, по мнению Франкла, лежит в основе депрессии, агрессии и разного рода зависимостей.
Современные экзистенциальные психотерапевты объясняют возникновение перечисленных выше психологических проблем ограниченной способностью принимать осмысленные и самостоятельные решения о том, как жить. В данном случае экзистенциальный подход направлен на повышение самосознания и самопонимания.
Терапевты помогают человеку найти смысл жизни, преодолевая беспокойство, учат мыслить и действовать ответственно, направлять внимание внутрь себя и работать с негативными установками, а не бороться с внешними силами, такими как социальное давление и неодобрение. Содействие творчеству, любви, аутентичности и свободе воли – те принципы, при помощи которых экзистенциальные психотерапевты помогают людям двигаться к трансформации
Часто экзистенциальная психология воспринимается как болезненная, пессимистичная, непрактичная и мистическая. Это заблуждение. Подход, который она использует, чрезвычайно практичен, конкретен и гибок. Его можно сформулировать так: примиритесь с реальностью, не отрицая, не избегая и не покрывая ее сахаром, и помните, что ваш выбор определяет вашу судьбу.
Друзья, не прекращайте своего движения, действуйте и ищите смысл! На этом пути мы желаем вам смелости, упорства и осознанности.
Современный экзистенциализм
Получается, что экзистенциальные идеи вовсе не новы и не уникальны для XX века. Просто в прошлом столетии они наиболее ярко зазвучали в культуре и в философии, потому что эпоха к тому располагала. Размышления о смысле жизни вечны, а окрас экзистенциальной философии в мрачные тона – это следствие разочарования и духовной пустоты того времени, когда творили мыслители. Не изжил себя экзистенциализм и в наши дни. В технократическом мире, когда часть функций на себя взяли машины, а способы взаимодействия между людьми существенно меняются, основные вопросы экзистенциализма сохраняются. У людей появились новые возможности, но в то же время и ощущение беспомощности усиливается, на фоне технического прогресса и в новых правилах игры люди всё глубже задумываются о своём предназначении.
Современным экзистенциализмом называют литературу, созданную с середины 1960-х годов и до наших дней. Представителями «позднего» этапа являются: М. Фуко, Л. Альтюссер, У. Эко, Ж. Деррида и др.
Суть философских идей и основные понятия
Пограничное состояние – ключевое понятие экзистенциализма, проще говоря, это состояние «между жизнью и смертью», между реальностью и вечностью. Такое состояние часто называют «агонией». Этот термин Мигель Унамуно превратил в философскую категорию.
Философия экзистенциализма использует понятие «пограничного состояния» как ситуации, в которой наиболее явно выворачивается душа человека, когда человек оказывается один на один с реальностью и неизбежностью. Именно в таком случае, как правило, он показывает свою истинную сущность. Пограничное состояние – незащищенность человека перед непредсказуемостью жизни. Под это понятие попадает и несчастный случай, война и голод, катастрофы и эпидемии. Никто не застрахован от ударов судьбы. Оказавшись в пограничной ситуации, человек может поступать по-разному. Кто-то боится и пасует, а кто-то усердно преодолевает трудности, борется, показывая героизм и силу духа. Отсюда логично вытекают понятия «страх» и «защита» как важнейшие для философии экзистенциализма. Они определяют сущность человеческого существования и сопровождают его на протяжении всей жизни.
Сущность человека философы-экзистенциалисты называют сложным понятием «эссенция». В основе трактовки данного понятия лежит тезис о том, что человек изначально не наделен истиной. Каждый приходит на этот свет с определенной целью, и, чтобы осуществить её, надо найти своё предназначение. Это отличает человека от вещи, которой сущность дана изначально. Разговоры экзистенциалистов о предназначении явно имеют корни в религиозной философии. Поиск своего предназначения – главная задача и главная трагедия человека. «Зачем я существую» — в поиске ответа на этот вопрос и проявляется человеческая сущность.
Экзистенция – основополагающее понятие, созвучное названию всего направления. В нём собственно и выражается «существование человека», но это не просто сам факт биологической жизни, а нечто более глубокое, определяющее процесс поиска и проявления эссенции, то есть сущности. Понятие экзистенция близко к понятию «бытие» в более ранней философии – это существование человека в конкретное время в конкретных условиях. Оно определяет человеческую уникальность, ставя вопросы о том, как жить, зачем жить, почему жить.
Абсурд – слово, вызывающее негативные ассоциации, заставляющее думать о чем-то несуразном, необъяснимом. В экзистенциализме абсурд — это одна из ситуаций, ключевое понятие, показывающее вариативность и множественность бытия. Это несоответствие между «эссенцией» и «экзистенцией», то есть реальность бытия и внутренним смыслом человека, как объекта привнесенного в этот мир. В основе абсурда лежит иррациональное, алогичное понимание окружающего мира человеком. Через категорию абсурда экзистенциалисты выражают идею о бессмысленности человеческого существования.
Для экзистенциализма крайне важны чувства и особенности восприятия человеком этого мира в процессе осознания своего бытия. Эти чувства и состояния человека французский писатель Жан Поль Сартр определил словом тошнота, вынося его в заглавие своего романа. Тошнота, страх и тревога — это состояния человека при взаимодействии с миром. Экзистенциалисты очень часто прибегают в своей философии к подобным терминам.
Определение и основные идеи экзистенциальной психологии
Экзистенциальная психология основана на философском подходе и представляет собой процесс поиска ценности и смысла жизни. Она базируется на мысли, что человек не является жертвой обстоятельств, а несет ответственность за собственные действия и выбор, тем самым формируя реальность.
Экзистенциальная психология использует позитивный подход, который приветствует человеческие стремления и способности, одновременно признавая человеческие ограничения. Этот раздел психологии помогает людям примиряться с основными принципами человеческого существования, так называемыми данностями. Существует 4 основные экзистенциальные данности:
- Свобода и связанная с ней ответственность. У каждого есть свобода выбора. Любое решение имеет последствия независимо от того, насколько оно велико или мало. Чтобы расти, человек должен взять на себя ответственность, т.е. стать автором собственного выбора, действий и жизни. Тем не менее многие люди стремятся к свободе, пытаясь избежать ответственности.
- Смерть. Смерть – одна из абсолютных истин жизни. Каждый умрет в тот или иной момент.
- Одиночество. С одной стороны, человек – социальное существо, желающее постоянного контакта с окружающими, с другой – он абсолютно одинок, поскольку не может рассчитывать на 100% понимание и принятия его индивидуального опыта другими людьми.
- Бессмысленность. Смысла жизни нет. Это означает, что не существует никакого заранее определенного значения. Смысл жизни у всех разный, и каждый человек должен сам найти это значение посредством собственного выбора и действий.
Борьба с любой из этих данностей вызывает внутриличностный конфликт и наполняет человека страхом или экзистенциальной тревогой. Например, для большинства людей факт собственной смерти или кончины родственников является источником глубокой тревоги, они настойчиво игнорируют реальность и отказываются мириться с тем, что смерть наступит. Есть и те, кто до состояния невроза или психоза зациклен на неизбежности смерти.
Экзистенциальная психология предлагает решение: принять неотвратимость смерти, будучи свободным от ее давления. Люди, которые поддерживают здоровый баланс, мотивированы принимать решения, позитивно влияющие на их текущую жизнь. Реальность смерти побуждает максимально использовать возможности и ценить то, что уже есть.
Жить аутентичной (подлинной) жизнью, реализуя свои уникальные свойства и потенциал – главный призыв экзистенциальной психологии. Этого можно достичь, только взяв ответственность за собственные действия и праздность, осознав, что бездействие – это тоже решение.
Экзистенциальная психология напоминает об ограниченности времени, стимулирует искать смысл жизни и действовать таким образом, чтобы судьба находилась в руках человека. Она признает неизбежность «нормальной» тревоги, считая ее частью взросления и адекватной реакцией на происходящее.