Лучшие фильмы 2021

Тайна железной двери

Жанр: фантастика, сказка

Год: 1971

Режиссер: Михаил Юзовский

Актеры: Андрей Харыбин, Сергей Евсюкин, Эвальдас Микалюнас

Кадр из фильма.

Однажды в руки мальчику Толику попал коробок чудесных спичек, которые исполняют желание. Обрадовавшись, он загадал кучу всяких желаний, типичных для ребенка 10-11 лет. Он был счастлив. Ровно до тех пор, пока не познакомился с Волшебником, который забрал его на таинственный остров, с которого нет пути…

Нет, этот фильм – не “Лост” времен СССР. Это сказка о том, как страшен мир капитализма. Несмотря на некоторую лубочность, картина достойна внимания – хотя книга Юрия Томина, по которой она снята, гораздо лучше. Кстати, здесь в эпизодической роли засветился поэт-пародист Александр Иванов.

Комбинат «Надежда», 2014

Кратко: честно и искренне о больномРежиссер: Наталия МещаниноваГлавные роли: Максим Стоянов, Данил Стеклов, Степан Девонин, Дарья Савельева, Полина Шанина

https://youtube.com/watch?v=qwnSG36wFZU

Сюжет. Норильская молодежь живет мечтами о лучшем завтрашнем дне, но он никогда не наступает. Один мечтает показывать фокусы на корпоративах, другой — накопить на джип, но почти все как один собираются поскорее уехать из загрязненного города за полярным кругом.

Что особенного. Наталья Мещанинова старалась показать безнадегу без всяких прикрас. Для такой задачи Норильск — идеальное место действия, ведь комбинат «Надежда» здесь работает вхолостую, а надежды на лучшую жизнь почти всегда остаются мечтами. Говорить о такой России всерьез можно только нецензурно, поэтому особенно импонирует, что речь героев не прикрашена «киношными» оборотами.

«Сталкер», 1979 г.

Реж. Андрей Тарковский

И снова Тарковский – а куда без него! Фильмы Тарковского всегда оставляли след у зарубежного зрителя, во многом куда более глубокий, чем у отечественного. Слишком уж советский зритель был прост: ему бы «Любовь и голуби» посмотреть, а не экзистенциальные метания.

Картина, снятая по роману Стругацких, всегда вызовет много споров, потому что книги сами по себе такие. Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве, так называемой зоне. У героев нет имён – только прозвища. Сам Тарковский говорил про эту картину, что с его помощью легально коснулся трансцендентного.

Во многом благодаря всё той же грязной, унылой атмосфере и замечательной актёрской игре, фильм оставил свой след в мировом кинематографе. В частности, старина Фон Триер, будучи впечатлённым сим творением, снял «Элемент преступления». А известный британский музыкант Брайан Уильямсом из эмбиент-проекта «Lustmord», вдохновлённый картиной Тарковского, в 1995 году записал совместно с Робертом Ричем альбом «Сталкер».

Из наград стоит отметить только лишь специальный приз жюри в Каннах. В Союзе фильм не приняли. Помимо острой критики, картину ждало ещё одно испытание: при проявке плёнки практически полностью погиб первый вариант, и картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками. Неизвестно, является ли конечный результат лучшим, но культурная европейская публика была под впечатлением от увиденного.

Любовь должна была случиться (1998)

  • Оригинальное название: Pyaar To Hona Hi Tha
  • Год: 1998
  • Страна: Индия
  • Длительность: 156 мин.
  • Режиссер: Анис Базми
  • Жанр: драма, мелодрама, комедия
  • В главных ролях: Аджай Девган, Каджол, Биджай Ананд, Кашмира Шах, Тику Талсания, Рима Лагу, Хариш Патель, Анджан Шривастава, Ом Пури, Ремо Фернандес
  • Возраст: 16+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,92

Санджана живет в Париже и помолвлена с Рахулом. Во время деловой поездки в Индию Рахул встречает и неожиданно для себя влюбляется в свою новую знакомую. Этот поцелуй любви наполняет счастьем жизнь Рахула и он решает разорвать помолвку с Санджай.

Но девушка не сдается и решает отправиться в Индию спасать свою любовь. На этом трудном пути ей придется встретить немало испытаний. И первым большим испытанием будет для Санджай встреча и последовавшие затем ее отношения с вором Шекхаром.

Зита и Гита (1972)

  • Оригинальное название: Seeta Aur Geeta
  • Год: 1972
  • Страна: Индия
  • Длительность: 162 мин.
  • Режиссер: Рамеш Сиппи
  • Жанр: мюзикл, драма, мелодрама, комедия, семейный
  • В главных ролях: Дхармендра, Санджив Кумар, Хема Малини, Манорама, Пратима Деви, Сатиендра Капур, Камал Капур, Ратнамала, Радхика Рани, Хони Ирани
  • Возраст: 12+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,47

На экране старая как мир история о двух сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве. Гита, похищенная цыганами, стала бродячей танцовщицей. Зита, воспитанная богатым дядюшкой, — богатой наследницей. Но потом, пройдя через массу забавных приключений и недоразумений, они встретились, чтобы к финалу каждая обрела долгожданное счастье и любовь.

Последняя дуэль

  • Оценка
    7,5 / 7,5 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр
    история, драма
  • Страна
    США, Великобритания
  • В главных ролях
    Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Бен Аффлек
  • Режиссёр
    Ридли Скотт
  • Длительность
    152 мин. / 02:32
  • Студия
    20th Century Studios
  • Дата премьеры
    10 сентября 2021
  • Сценарий
    Николь Холофсенер, Бен Аффлек, Мэтт Дэймон

Ридли Скотт – художник с большой буквы. Годы идут, индустрия меняется, а старый рок-н-рольщик продолжает делать то, что хочет с большим размахом. В двадцать первом сэр снял аж два шумных проекта. За «Дом Гуччи» Скотт получил нагоняй от членов семьи и Тома Форда и поспешил ответить в своей очаровательно-грубой форме.

Еще в 2015 году задолго до слияния Fox и Disney было объявлено, что режиссер Фрэнсис Лоуренс («Я – легенда», «Воды слонам!») поставит фильм по роману Эрика Джагера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции». Но процесс написания сценария затянулся и права на экранизацию ушли. Только в 2019 году Скотт объявил, что будет ставить картину вместе с Беном Аффлеком и Мэттом Деймоном, которые выступят в качестве продюсеров и соавторов сценария. На главную роль был утвержден Адам Драйвер, а Disney взялся за дистрибуцию. Так что Ридли опять всех переиграл и сделал авторский проект на студийных мощностях.

Великий воин Жан де Карруж (Мэтт Деймон) терпит череду неудач на полях сражений. Особенно все плохо у него с делами сердечными. Он вроде бы выгодно женится на Маргарите де Тибувиль (Джоди Комер), но молодой рыцарь Жак Ле Гри (Адам Драйвер) тоже имеет виды на девушку. Так начинается противостояние двух благородных мужей.

Скотт рассказывает историю с трех точек зрения. Карруж сначала видит себя исключительно героем без страха и упрека. Затем зрителю показывают взгляд на ситуацию Ле Гри, который дружит с сюзереном Пьером д’Аленсоном (Бен Аффлек), и показывает, что Карруж вообще-то мерзавец и преследует только корыстные цели. Последним же мы видим взгляд на игры мужчин Маргариты, абсолютно бесправной в выборе своей судьбы.

Скотт не пытается рассказывать о средневековье, он не гонится за документальной правдоподобностью, учитывая, что сюжет основан на реальной истории. Скотт подвергает сомнению все, что сам же и показывает, намекая на неоднозначность любых свидетельств. Для не особо масштабного кино «Последняя дуэль» умудряется быть очень напряженной и драйвовой. В этом режиссер далек от своих же последователей, взявших на вооружение размышленческое неспешное повествование.

Трейлер:

Жизнь под страхом (1993)

  • Оригинальное название: Darr
  • Год: 1993
  • Страна: Индия
  • Длительность: 178 мин.
  • Режиссер: Яш Чопра
  • Жанр: боевик, триллер, драма, мелодрама
  • В главных ролях: Джухи Чавла, Санни Деол, Шах Рукх Кхан, Анупам Кхер, Танви Азми, Радж Ганс, Анну Капур, Нина Софта, Пилу Дж. Вадиа, Викас Ананд
  • Возраст: 16+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,85

Этот фильм о страхе. Страхе, который бьется в каждом влюбленном сердце. Ведь твоя возлюбленная может передумать и ты лишишься объекта своего воздыхания. Короче говоря, страх живет в каждой истории любви… Это история фанатично влюбленного в красавицу Кирам Рахула.

Эта фанатичная любовь освободила разум Рахула от страха за свое существование в этом мире. Это история бесстрашного морского десантника Сунила, который, презрев свой страх перед смертью, вступает в противоборство с маньяком… И в сражении любви и смерти, как всегда в кино Болливуда, побеждает любовь.

Господин оформитель

Жанр: драма, детектив, мистика

Год: 1988

Режиссер: Олег Тепцов

Актеры: Виктор Авилов, Анна Демьяненко, Михаил Козаков

Кадр из фильма.

Однажды художник встретил на улице девушку, как две капли воды похожую на одно из своих творений.

Эта картина, которую называли одним из лучших мистических триллеров СССР, сочетает в себе элементы декаданса и авангарда. Этот мрачный, но стильный фильм пытается ответить на вопрос, как искусство превращается в декорирование, и как живой человек становится арт-объектом и идолом для поклонения.

Картину можно рассматривать и как жутковатый триллер, и как философскую притчу.

Географ глобус пропил, 2013

Кратко: рассказ о печальной судьбе постсоветской интеллигенцииРежиссер: Александр ВелединскийГлавные роли: Константин Хабенский, Анфиса Черных, Елена Лядова, Александр Робак

Сюжет. Пермский интеллигент и пьяница Служкин сбегает от безработицы и неурядиц с женой в обычную школу, куда устраивается учителем географии. Во время вылазки на природу с классом героя ждет эмоциональное пробуждение.

Что особенного. Служкин в исполнении Хабенского — карикатура на вечно помятую, ворчливую и аморфную постсоветскую интеллигенцию. Но в «Географе» важнее не подтекст, а его декадентская уютность. Этот фильм словно костер, над которым можно погреть руки вечером.

Дюна

  • Оценка
    7,7 / 8,2 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр
    фантастика, боевик, драма, приключения
  • Страна
    США, Канада, Венгрия
  • В главных ролях
    Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек
  • Режиссёр
    Дени Вильнёв
  • Длительность
    155 мин. / 02:35
  • Студия
    Legendary Pictures
  • Дата премьеры
    3 сентября 2021
  • Сценарий
    Джон Спэйтс, Дени Вильнёв, Эрик Рот

Истории об экранизациях «Дюны» заслуживают отдельной книги. Сначала фильм должен был ставить Алехандро Ходоровски, и размах его задумки был поистине велик. Сумасшедшие дизайны мира его «Дюны» поражают воображение, в касте числился Орсон Уэллс в роли главного злодея и Дэвид Боуи. За саундтрек должна была отвечать группа Pink Floyd, а создатели «Чужого» Дэн О’Бэннон и Ханс Руди Гигер вплотную работали над картиной. Но Ходоровски настолько затянул пре-продакшн, что все причастные отвалились от проекта, а студийные боссы даже планировали передать фильм Ридли Скотту, но не сложилось.

Позже Дэвид Линч-таки довел до ума (ну, до своего ума, само собой) картину. Результат оказался, мягко говоря, странным. Затем к мирам Фрэнка Герберта обратились уже в девяностых. Сериал по великому эпику был принят поклонниками серии более благосклонно, но не дотягивал по уровню до романов, да и визуал оставлял желать лучшего. Поэтому когда было объявлено, что новую версию «Дюны» поставит Дени Вильнев, надежда новой фантастики («Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049»), градус ожидания улетел в стратосферу. И режиссер подошел к вопросу дотошно, недаром в оригинальном названии картины есть приписка «часть первая», ведь такое монументальное произведение не пересказать в одном, даже огромном, фильме.

В 10191 году падишах-император внезапно решил передать управление планетой Арракис, где добывается главное вещество во вселенной Спайс, от дома жестоких, но преданных Харконненов благородным, но мятежным Атрейдесам. Харконнены покидают Дюну, оставив новым управленцам полуразбитую технику и полный бардак. Скоро становится ясно, что падишах решил избавиться от угрозы своей власти в лице несогласных с его политикой Атрейдесов, ведь им точно не наладить поставку Спайса. Герцог Лето (Оскар Айзек) видит в этом назначении шанс сблизиться с коренными жителями Арракиса фременами, что станет началом пути по установлению мира между всеми Домами. Но коварный Владимир Харконнен (Стеллан Скарсгард) посылает на Дюну своих воинов и самых страшных убийц во вселенной сардаукаров.

Дом Атрейдесов пал, но по просьбе сестер Бенне Гессерит, серых кардиналов, стоящих за всеми политическими вопросами империи, жизнь наследнику герцога Полу (Тимоти Шаламе) и его матери Джессике (Ребекка Фергюсон), одной из сестер Гессерит, все-таки сохранили. Когда-то женщина пошла против воли ордена, которому нужна была девочка для свершения пророчества о мессии, который и должен принести новый порядок в мир, и родила герцогу наследника-сына. Всю жизнь Джессика обучала его тайным знаниям и практикам Бенне Гессерит, поэтому когда приспешники Харконненов хотят выбросить героев в пустыне, парень с помощью особой телепатии спасает себя и мать. Ну а дальше эпичные встречи с Зендеей, фременами и, конечно, Шаи-Хулудом, огромным песчаным червем.

Фильм Вильнева – настоящий эпик, размашистый, подробный и, конечно, сложный. Пусть зрителю придется продираться через странные слова из местного языка, принять чудаковатую мифологию местного мира, но такого зритель не видел давно. Фильм интригует, путает, пугает и завораживает.

Трейлер:

«Список Шиндлера» / «The Schindler’s List». Режиссер Стивен Спилберг, 1993 год

Хрестоматийная драма о немецком бизнесмене, спасающем евреев в оккупированной нацистами Польше

Кадр из фильма «Список Шиндлера». Режиссер Стивен Спилберг. 1993 год

О чем

Немецкий промышленник Оскар Шиндлер использует на своих предприятиях труд евреев из краковского гетто. Когда под руководством офицера СС Амона Гёта евреев переводят в концлагерь Плашов, а затем отправляют на уничтоже­ние в Аушвиц, Шиндлер составляет список рабочих, необходимых ему на пред­приятиях, и тем самым спасает от уничтожения больше тысячи человек.

Почему стоит смотреть

«Список Шиндлера» фигурирует в первой десятке многочисленных списков «лучших фильмов всех времен и народов». Но важнее то, что фильм стал культурным феноменом, по которому новые поколения американцев знают холокост, как знают Вторую мировую войну по фильму «Спасти рядового Райана». И дело не столько в его художественных достоинствах, сколько в гениальной интуиции Стивена Спилберга, выпустившего фильм о холокосте в подходящий момент. К началу 1990-х Европа и США наконец оказались готовы к разговору о холокосте, который долгие годы велся в узких кругах специалистов и интеллектуалов. Спилберг не только рассказал о холокосте массовому зрителю, но снял универсальную историю о добре, зле и о мораль­ном выборе, которую могут примерять к себе жертвы самых разных трагедий по всему миру  Сам Спилберг много раз подчеркивал, что его фильм касается евреев в той же степени, что и боснийских сербов или афроамерикан­цев. Когда во время одного из показов в афроамериканском районе Окленда группа подростков смеялась над сценами насилия, Спилберг инициировал создание курса для местных школ под названием «Человеческий холокост: афроамериканский опыт». Подроб­нее об универсализации холокоста см. в книге D. Levy, N. Sznaider. The Holocaust and Memory in the Global Age. Temple University Press, 2006.. 

Поиск компромисса между серьезностью темы и ориентацией на массовую аудиторию повлиял на художественные особенности фильма. Хорошо пропи­санная драма соединена в нем с иногда почти артхаусной техникой. Несмотря на протесты продюсеров, Спилберг сделал картину черно-белой, чтобы при­бли­зить ее к документальной эстетике и лишить ощущения «актуальности» и «современности». Символизм девочки в красном и финаль­ной сцены, в которой вместе с выжившими евреями Шиндлера камни на его могилу кладут сыгравшие их актеры, также выделяют фильм на фоне обычной голливудской продукции.

Интересно, что актеры, сыгравшие главных протагонистов, с тех пор стали воплощением добра и зла на экране. Так, Лиам Нисон (Оскар Шиндлер) специализируется на образах святых и божественных персонажей (герой-мученик Майкл Коллинз в одноименном байопике, священник-святой в «Молчании» Скорсезе, голос божественного льва Аслана в экранизации «Хроник Нарнии»), а Рэйф Файнс (Амон Гёт) — на злодеях (именно он играл Волдеморта в экранизациях «Гарри Поттера»).

«Голая армия императора идет вперед» / ゆきゆきて、神軍. Режиссер Кадзуо Хара, 1987 год

Документальный фильм о странном человеке, спустя сорок лет расследующем гибель сослуживцев 

Кадр из фильма «Голая армия императора идет вперед». Режиссер Кадзуо Хара. 1987 год

О чем

Кэндзо Окудзаки — 62-летний ветеран японской военной операции в Новой Гвинее, отсидевший сроки за убийство и за попытку застрелить из рогатки императора Хирохито. Он колесит по Японии, выясняя обстоятельства гибели сослуживцев, расстрелянных в последние дни войны по приказу командиров.

Почему стоит смотреть

Японское общество десятилетиями избегало разговоров о военных преступ­лениях. Вслед за американским антропологом Рут Бенедикт  Рут Бенедикт (1887–1948) — американский антрополог, автор книги «Хризантема и меч» (1946), посвященной анализу японской куль­туры и получившей широкую известность. специфическое японское отношение к ответственности за прошлое принято объяснять как «культуру стыда» — в противопоставлении к западной «культуре вины». Болезненнее всего не внутреннее осознание проступка, а его осуждение окружающими. 

А вот герой фильма японского шестидесятника Кадзуо Хары, полухулиган-полуюродивый Окудзаки, совсем не стыдится общественного осуждения и порицания — ни когда распространяет непристойные открытки, порочащие императора, ни когда выпытывает страшные тайны у сослуживцев, не останав­ливаясь даже перед тем, чтобы поколотить на камеру старика-ветерана, не желающего расколоться. Камера так близко снимает актеров, что зрителю становится не по себе и он словно оказывается соучастником действий героя. В результате Окудзаки удается раскрыть преступления японских военных, попавших в окружение в Новой Гвинее: выясняется, что двое пропавших без вести или расстрелянных за дезертирство товарищей Окудзаки стали жертвами каннибализма. 

Фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. По словам одного из рецен­зентов, Хара использовал Окудзаки в качестве тарана, атакуя современное им японское общество. Правые активисты  Представители националистических и имперских взглядов в Японии 1980-х годов. забрасывали кинотеатры яйцами, а рецензии на фильм вышли отдельной книгой. «Голая армия императора» выиграла призы двух главных японских кинофестивалей и множества между­народных. Американская писательница и критик Сьюзен Сонтаг включила фильм Хары в число двенадцати фильмов «наиболее ценных и актуальных в контексте сегодняшней кинокультуры» наряду с «Космической Одиссеей» Кубрика и «Сталкером» Тарковского.

Окудзаки остался верен себе. Уже после завершения основных съемок он попытался убить одного из бывших командиров, виноватого, с его точки зрения, в гибели товарищей. Не застав его дома, он стрелял в его сына — и снова сел в тюрьму. Хара вставил в фильм эпилог, в котором Окудзаки передает зрителям через жену, что «еда в тюрьме гораздо лучше, чем у него дома». 

Что японцы думают о себе

Как Запад заставил японцев стесняться самих себя и что они сделали, чтобы избавиться от комплексов

«Человек с киноаппаратом», 1929 г.

Реж. Дзига Вертов

Человек с таким своеобразным псевдонимом (в миру Давид Кауфман) снимает экспериментальный фильм, который, по опросам тысячи кинокритиков по всему миру, занял 8 место в списке лучших фильмов всех времён и народов, а также признан лучшим документальным фильмом в истории по версии британского «Sight & Sound». Совпадение? не думаю!

Дзига и его брат, оператор данного шедевра Михаил Кауфман, очень любили эксперименты с пленкой. Один раз полгода гуляли по улице с камерой, отдали полученный материал жене Вертова, чтобы она смонтировала фильм, как ей нравится. Так получился фильм «Киноглаз-2». А «Человек с киноаппаратом» – один сплошной эксперимент, который, как ни странно, можно смотреть. Если фильм Сакурова снят без монтажа, то этот фильм – сплошной монтаж, иногда претендующий на почётное звание психоделического. А что, удобно – актёры не понадобились. Авторы снимали всё, что им интересно: улицы, дома, людей, траву – применяя всевозможные монтажные техники.

Главный монтажный ход: каждая сцена длится ровно столько, чтоб выдержать ее, не моргая. Зритель моргнул – все, на экране новое действо. Неожиданно и очень авангардно, как и всё в 20-х годах. Эксперты отмечают, что здесь впервые в кино использована съемка сюжета в отражении. Прием этот впоследствии перекочевал в триллеры, когда показывают, как кто-то подкрадывается к герою, и это видно в зеркале.

Режиссёр жутко не любил сценарии, снимал фильм интуитивно. Зритель оценил. Во всяком случае посыпались восхищённые речи о том, что автор приглашает воспринимать киноизображение с точки зрения режиссёра и что сам таинственный человек с кинокамерой наподобие Джойсовскго «Уллиса» находится невольным свидетелем и участником жизни. А может, гражданин Кауфман ничего не думал, а просто баловался? Кто знает. Посмотри и реши сам. Фильм найти не проблема на просторах сети. Сейчас приёмами монтажа не удивишь даже полоумного ребёнка, но картина всё равно чем-то завораживает.

«Летят Журавли», 1957 г.

Реж. Михаил Колотозов

Фильм Михаила Колотозова в своё время поразил многих своей искренностью и трагичностью и заставил посмотреть на советских граждан, как на людей. И это в разгар Холодной Войны. А ещё этот фильм был полон операторских и режиссёрских новинок. Например, до этого никто не работал с камерой, которая едет по круговым рельсам. А здесь ключевая сцена, когда главный герой погибает и перед его глазами хаотично кружатся березы, снята именно так. Или повторение ключевых образов тех самых журавлей. В самом начале они пролетают в мирном небе над влюбленными, а в конце – уже как души погибших солдат. Один и тот же кадр, наполненный разным смыслом, вызывал эмоции, что называется, на разрыв.

Сюжет у фильма вроде бы простой: половина героев погибает, а половина переживает личные несчастья. Но каждая история была по-настоящему пережита актёрами и сыграна на высочайшем уровне, из-за чего получилась глубочайшая трагедия, которая и не снилась античным авторам. А крупные планы здесь такие сильные, чёткие и эмоциональные, что некоторые фотографы не могли добиться подобного и с завистью смотрели на оператора.

Фильм завоевал Золотую пальмовую ветвь в Каннах – крупнейший успех отечественного кинематографа. Ни до него, ни после такого успеха на этом фестивале наши картины не удостаивались. Правда, там его знают под названием «Когда прилетают аисты». Всё сделано в целях адекватного восприятия картины зрителем. Просто на французском жаргоне «журавлик» означает «проститутку». А то ещё чего подумают про главную героиню…

Аннетт

  • Оценка
    7,1 / 6,4 (КиноПоиск/IMDb)
  • Жанр
    мюзикл, драма, мелодрама
  • Страна
    Франция, Бельгия, Германия, США, Япония, Мексика, Швейцария
  • В главных ролях
    Адам Драйвер, Марион Котийяр, Саймон Хелберг
  • Режиссёр
    Леос Каракс
  • Длительность
    141 мин. / 02:21
  • Студия
    arte France Cinéma
  • Дата премьеры
    6 июля 2021
  • Сценарий
    Рон Мэл, Расселл Мэл

2021 – год актеров. Адам Драйвер давно доказал, что актер он серьезный, о чем говорят работы у Джима Джармуша («Паттерсон», «Мертвые не умирают»), Мартина Скорсезе («Молчание»), Ноа Баумбаха («Брачная история») и Спайка Ли («Черный клановец»). Но в этом году актер отметился аж в двух картинах сэра Ридли Скотта в ключевых ролях и в уникальном мюзикле одного из самых поэтичных режиссеров современности Леоса Каракса («Корпорация „Святые моторы“») «Аннетт».

Не самый хайповый провокационный стендап-комик Генри (Адам Драйвер) познакомился с оперной дивой Энн (Марион Котийяр). У них начинается роман, который подробно освещают СМИ. Вскоре у пары рождается дочка Аннетт (в качестве ребенка выступает марионетка). Но дела у влюбленных идут не очень гладко. Шоу Генри не пользуются спросом, зато Энн набирает все большую популярность. Мужчине приходится оставаться с дочкой, когда ее мать уезжает на гастроли, потому что основной доход в семье приносит она. Генри все больше пьет, все чаще упрекает любимую, а в своих стендапах шутит о том, как убил свою жену щекоткой, что ставит крест на его карьере. Чтобы как-то собрать разваливающуюся семью ребята отправляются на собственной яхте в круиз. Но в очередной раз напившись, Генри заставляет Энн с ним танцевать на палубе, в результате чего женщина падает за борт и погибает. С тех пор призрак любимой преследует мужчину, обещая отомстить за все, а у Аннетт обнаруживается дар – при свете луны она поет голосом своей матери. Генри решает монетизировать это чудо, и, конечно, зря.

«Аннетт» – первый за девять лет фильм Каракса. Как и с другими его проектами, производство затянулось. После случайной встречи режиссера с основателями группы Sparks братьями Мэйл, где они рассказали о своем сценарии, Каракс объявил, что главную женскую роль у него будет играть Руни Мара, а у певицы Рианны будет камео, примерно как у Кайли Миноуг в «Моторах». Но за время пре-продакшна актриса и певица слились, поэтому следующей кандидаткой стала Мишель Уильямс, но и она продержалась недолго. Зато Адам Драйвер был в касте с самого начала. Режиссеру даже пришлось ждать, пока актер закончит со «Звездными войнами», чтобы продолжить работу, настолько именно Адам был нужен Караксу.

Этот фильм описывать практически бесполезно, как и другие работы Леоса. Это все ещё какие-то сны о кино, где даже зритель не отделен от действа, он в нем почти участвует, не говоря уж о самом режиссере.

Трейлер:

«Где мой старший сын Каин?» / «Gdzie mój starszy syn Kain». Режиссер Агнешка Арнольд, Польша, 1999 год

Документальный фильм о еврейском погроме в польском местечке, ставший катализатором самой масштабной дискуссии в постсоветской Польше

Кадр из фильма «Где мой старший сын Каин?». Режиссер Агнешка Арнольд. 1999 год

О чем

В польском местечке Едвабне в июле 1941 года, после ухода советских войск и прихода нацистов, местные жители сожгли живыми несколько сотен своих соседей-евреев. Документальный фильм Агнешки Арнольд, в котором собраны интервью с жителями Едвабне (в том числе с дочерью человека, предоставив­шего свой амбар, чтобы сжечь там несколько сотен человек), эмигрировав­шими из Польши евреями и историками, рассказывает о том, что исполните­лями этого массового убийства были не нацисты, как считалось до этого, а местные жители. 

Почему стоит смотреть

«Где мой старший сын Каин?» занимает особенное место в польской кинематографической традиции, привычной к сложным историческим темам. Многие из фильмов становились важным общественным явлением, причем уже в советской Польше. «Канал» Анджея Вайды (1957) вызвал дискуссию об отношении к Варшавскому восстанию, его же «Пепел и алмаз» (1958) о так называемых «проклятых солдатах», участниках антикоммуни­стического сопротивления, «Допрос» Рышарда Бугайского (1982/1989) — о нравах советской Польши. В последние годы вышло много резонансных фильмов о прошлом и настоящем Польши. Среди них «Катынь» Анджея Вайды (2007) — о массовом расстреле польских военнопленных советскими спец­службами, «Во мраке» Агнешки Холланд (2011) — о спасении поляками евреев во время войны, «Колоски» Владислава Пасиковского (2012) и «Ида» Павла Павликовского (2013) — об участии поляков в расправе над евреями, «Клир» Войцеха Смажовского (2018) — о внутренних проблемах Польской католи­ческой церкви. 

В отличие от «Иды» Павла Павликовского или «Колосков» Владислава Пасиковского, рассказывающих об участии поляков в расправах над евреями, сам по себе «Где мой старший сын Каин?» не стал событием, но сыграл важнейшую роль в создании кумулятивного эффекта вокруг истории в Едвабне и в результате вызвал ни с чем не сравнимый взрывной эффект. В апреле 2000 года фильм показали по польскому телевидению, а в мае вышло иссле­дование польско-американского историка Яна Томаша Гросса «Соседи», позна­комившее широкую публику с документами и свидетельствами о трагедии. Гросс заинтересовался историей в Едвабне, посмотрев рабочие материалы к фильму Арнольд, и вызванная его книгой дискуссия стала самой массовой и горячей в истории постсоветской Польши. 

Только в 2000 году в польских СМИ было опубликовано более 130 статей о Едвабне. По подсчетам газеты Rzeczpospolita, к марту 2001 года о погроме знали 50 % населения Польши (и около 80 % людей с высшим образованием). По распоряжению Сейма расследованием занялся созданный незадолго до это­го Институт национальной памяти. В 2004 году в издательстве Принстонского университета вышла книга, собравшая наиболее важные публикации о Едваб­не. В июле 2001 года, в 60-ю годовщину трагедии, на месте гибели жертв был установлен новый камень «В память евреев Едвабне и окрестностей, мужчин, женщин и детей, хозяев этой земли, убитых и сожженных заживо на этом месте 10 июля 1941 года»  На камне, установленном в 1961 году, значилось: «Место убийства еврейского населения. Здесь 10 июля 1941 года гестапо и немецкая военная полиция сожгли заживо 1600 человек».. Мемориальную церемонию посетил президент Польши Александр Квасьневский, в своей речи признавший ответственность поляков за убийство и попросивший прощения у еврейского народа  Эти извинения одобрили 40 % граждан страны против 35 %, и 44 % поляков против 35 % считали их в той или иной мере необходимыми.. 

10 фильмов, которые изменили документальное кино

«Человек с киноаппаратом», «Олимпия» и другие неигровые картины

Сумасшедшее сердце (1997)

  • Оригинальное название: Dil To Pagal Hai
  • Год: 1997
  • Страна: Индия
  • Длительность: 180 мин.
  • Режиссер: Яш Чопра
  • Жанр: мюзикл, драма, мелодрама, комедия
  • В главных ролях: Шах Рукх Кхан, Мадхури Диксит, Каришма Капур, Акшай Кумар, Фарида Джалал, Девен Верма, Аруна Ирани, Мурад Али, Хемлата Дипак, Суреш Менон
  • Возраст: 0+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 8,12

Актриса столичного театра ослепительная Ниша с детских лет влюблена в режиссера Рахула. Но Рахул не верит в сильные чувства и для него загадка — как двое могут в течение всей жизни прожить вместе. Рахул грезит о девушке своих снов по имени Майя, не подозревая, что его принцесса живет совсем рядом с ним и что они постоянно сталкиваются (не зная об этом) друг с другом.

Движимый своей мечтой, он хочет поставить спектакль о Майе. И по стечению обстоятельств роль Майи в спектакле, предназначенная сначала героине Каришмы, сыграет героиня Мадхури. С этого и начинается история любви талантливого и одержимого своей мечтой режиссера и девушки его мечты, которую он назвал Майя.

Когда Ниша травмирует ногу и уезжает на лечение в Лондон, в театре появляется новая актриса Пуджа.

После близкого знакомства с ней к Рахулу впервые приходит настоящее чувство — любовь. Пуджа отвечает ему взаимностью, однако у нее есть жених, с которым она давно поддерживает отношения и не готова расстаться. Как в дальнейшем будут развиваться отношения в этом треугольнике?

11 друзей Оушена

https://youtube.com/watch?v=9PPJyzhElm8

Жанр: триллер, криминалСтрана: СШАВ ролях: Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Джулия Робертс, Энди ГарсиаРежиссёр: Стивен Содерберг

После выхода из тюрьмы вора Дэнни Оушена не проходит и 24 часов, а он уже планирует организовать самое сложное ограбление казино в истории. Он хочет украсть 160 млн американских долларов из трёх самых преуспевающих казино Лас-Вегаса. Все эти казино принадлежат элегантному и в то же время жестокому дельцу Терри Бенедикту, который только и мечтает о том, как встретится с бывшей женой Дэнни Оушена – Тесс.

Всего за одну ночь Дэнни подбирает команду из одиннадцати «специалистов», способных совершить эту дерзкую кражу. В команде Оушена оказываются первоклассный карточный шулер, молодой искусный вор-карманник и гениальный разрушитель. Чтобы совершить этот безумный и сложный грабёж, Оушену придётся рисковать своей жизнью.

Смотреть фильм на Кинопоиске

Броненосец „Потёмкин“, 1925 г.

Реж. Сергей Эйзенштейн

Как говорится, это классика, это знать надо. Эйзенштейна за рубежом вообще очень любили, кое-кто из фанатов жив до сих пор, а сам фильм долгое время считался вершиной кинематографа и неоднократно признавался лучшим фильмом всех времён и народов. Причем по версии киноакадемии США. А всё потому, что у Сергея Михайловича получилось создать ту историю, от которой даже у современного искушенного зрителя до сих пор бегут мурашки. А представь, что было в 1925-м… Это был своего рода «Титаник»: люди плакали над ставшей легендарной Одесской Лестницей не меньше, чем над гибелью Джека. А злосчастный министр пропаганды Геббельс даже сказал, что после просмотра фильма хочется стать большевиком. А ведь фильм всего-то про бунт на корабле. Но как впечатляет! Ну, а про влияние на американских кинорежиссёров говорить, думаю, будет излишне. Как минимум сцену с коляской, катящейся вниз по лестнице, обыгрывали потом в сотне фильмов и мультсериалов.

А знаешь в чем секрет? В том, что Эйзенштейн постоянно доводил фильм до совершенства. В ночь накануне премьеры он собственноручно раскрашивал на больше сотни черно-белых кадров флаг над броненосным крейсером в красный цвет. Зато когда эти кадры показали, зрители устроили бурную овацию. Впечатлила, фигня!

«Брат 2»

Открытые источники

Год: 2000Режиссёр: Алексей БалабановДлительность: 123 минутыЖанр: криминал, боевик, драма

1999 год. Данилу и его друзей, с которыми он прошёл чеченскую войну, приглашают поучаствовать в программе на телевидении, после чего одного из них убивают. Данила знал: у погибшего друга были проблемы из-за брата-хоккеиста, живущего в Америке. Данила вместе со старшим братом Виктором отправляется в США, чтобы во всём разобраться.

Кинокартина быстро разлетелась на цитаты, которые многие до сих пор употребляют в своей речи. Это знаменитые: «В чём сила, брат?», «Одним словом — румын», «Мальчик, водочки нам принеси».

Поклонники главного героя даже нарисовали арт в Санкт-Петербурге с портретом Сергея Бодрова-младшего, исполнившего роль Данилы, и фразой «В чём сила, брат?». Музыка в фильме создаёт отдельную атмосферу — поклонники русского рока снова не останутся равнодушными. «Брат 2» — хороший наследник первой части.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Asteriya
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: